Иногда мне случается посещать магазин потребкооперации в отдаленных районах. Очень скромный, как правило, интерьер. Под стать ему ассортимент: только необходимое. Даже атмосфера, кажется, хранит запахи продуктов еще 60–х годов... Сельпо — так говорят и сейчас.
Уверяю вас — ни в Польше, ни в Литве такой «скромности» давно не осталось, там понятие «сельпо» ушло в область преданий.
...Кооперация одинаково заслуживает нашей благодарности и упреков. Благодарим мы ее за вездесущесть. «Белкоопсоюз работает преимущественно в средних и малых городах, поселениях и деревнях, где рентабельность работы невысока из–за низкой плотности жителей, низкой их покупательной способности...» Мнение принадлежит не мне, а директору НИИ Белкоопсоюза Геннадию Германовичу. «Потребкооперация является важным элементом системы жизнеобеспечения населения страны» — с этим не поспоришь.
Она, бывает, торгует себе в убыток, потому что иначе старики небольшой и отдаленной деревни останутся вовсе без хлеба и спичек. В деревне более населенной, как правило, имеет сильных частных конкурентов. Ей, кооперации, трудно. Но это не объясняет того, что госконтроль выявил недавно в деревне Кленник Смолевичского района.
Это не глубинка: агрогородок, полчаса езды до Минска по автостраде. При проверке ассортимента магазина, с виду вполне респектабельного, в нем обнаружили 180 (сто восемьдесят!) наименований негодных к продаже продуктов на несколько миллионов рублей. В холодильнике и даже на витрине имелось молоко, срок годности которого истек еще в ноябре 2009–го. То же касалось мясных и рыбных продуктов. Причем негодные хранились вперемежку со свежими: гуляй, бактерия! Ценовых ярлыков не было, поэтому годные от негодных не отличишь. Были просрочены даже сладости, хотя рядом — школа, в которой много ценителей желатинок и тянучек.
Если рассуждать по–житейски, подобных продавцов и близко к прилавку нельзя подпускать. Потребкооперация когда–то создавалась крестьянами для самообеспечения и таковой, по сути, осталась. Вот первая загадка: как же можно так долго и безнаказанно рисковать здоровьем своих же земляков? Куда смотрело начальство?
Над продавцом стоит начальник РТП, рознично–торгового предприятия. За каждым магазином закреплен товаровед. В райпо имеются торговый отдел и заместитель председателя по торговле. В облпотребсоюзе тоже есть управление торговли и ревизионное... Огромная надстройка из множества чиновников только для того и существует, чтобы люди покупали хорошие продукты. Куда смотрят, чем занимаются?
Магазин в Кленнике — не исключение. Серьезные нарушения нашлись в каждом (!) из 96 объектов торговли и общепита Минской области. Не только в них. В Молодечненском районе сгноили 50 тонн капусты, 20 тонн моркови и 15 тонн свеклы из стабилизационных фондов. В Мядельском соответственно 10, 6,7 и 10 тонн. Зато во многих магазинах с весны продавались лишь заморские овощи. Сотни миллионов рублей кооператоры теряют на пустующих зданиях: их только в Минской области 396.
Область тоже исключением не является. Госконтроль регулярно на протяжении многих лет проверяет состояние потребкооперации (магазинов, общепита, заготовительной сети, консервных предприятий...) по всей стране. Выводы всегда примерно одинаковы: запустение, бесконтрольность, убыточность.
Вот вам еще загадка. Кооперация по своей экономической сути — это эффективный вид деятельности. Вся рыночная экономика на постсоветском пространстве началась с кооперативов, которые показали невиданные ранее производительность и эффективность. Но почему же потребкооперация как не показывала их прежде, так не показывает и сейчас?
Возможно, причина кроется вот в чем. Основу потребкооперации, оказывается, составляют некоммерческие организации: 118 потребительских обществ и 6 облпотребсоюзов, образующих Белкоопсоюз. Это тоже загадка: как можно, занимаясь исключительно покупкой и продажей (то есть коммерцией!), оставаться при этом «некоммерческим» субъектом.
Может быть, кооператоры слишком привыкли к серьезной помощи, которую государство всегда оказывало и оказывает? Тогда следует вспомнить, что понятие «потребительство» имеет второй смысл: иждивенчество.
Сельпо или жизньО потребкооперацииИногда мне случается посещать магазин потребкооперации в отдаленных районах. Очень скромный, как правило, интерьер. Под стать...