На нынешней неделе минский католический архикафедральный собор Имени Пресвятой Девы Марии отмечает 300–летие освящения. Наш собеседник — архиепископ Тадеуш Кондрусевич, митрополит Минско–Могилевский.
— Ваша Эксцеленция! Довольны ли вы тем, как прошла подготовка к празднованию?
— Действительно, католическая церковь Беларуси отмечает большой юбилей — 300–летие освящения храма, который в настоящее время является архикафедральным собором Имени Пресвятой Девы Марии в Минске. По статусу Минско–Могилевской Митрополии это главный (хотя и не самый большой) храм белорусских католиков, что придает торжествам особую значимость. Подготовка ведется не только в самом соборе, но и во всей Минско–Могилевской архиепархии. Ее духовная квинтэссенция — новенна: девять дней специальной молитвы — с 30 сентября по 8 октября. Основная часть новенны проходит в архикафедральном соборе и складывается из молитвы розария (розарий — четки, вообще, октябрь — месяц, посвященный розарию), затем — Святая месса, после чего — ежедневно — конференция, на которой с докладами на разные темы выступают священники. Мы говорим о месте Церкви в современном мире, об истории храма, об иерархическом устройстве Церкви, благотворительности и так далее... Среди докладчиков и два православных священника. Мы ведь живем бок о бок с нашими братьями–православными, у нас очень хорошие отношения. Поэтому католики должны больше знать о православных традициях, литургии, иерархическом устройстве православной церкви. Думаю, это очень поможет развитию межхристианского диалога. В каждом приходе епархии в эти девять дней тоже проводятся специальные богослужения.
Но юбилей архикафедрального собора должен стать юбилеем всей Минско–Могилевской архиепархии. Поэтому мы организуем приезд верующих со всех деканатов. На торжества приглашены представители государственной власти, культуры, науки, епископы из разных стран мира. Папа Бенедикт XVI посылает на юбилейные торжества своего Специального посланника кардинала Йозефа Томко. Надеюсь, у него состоится немало интересных встреч в Беларуси, в том числе есть предварительная договоренность и с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.
Вышел в свет специальный буклет об истории собора. Во время юбилейных торжеств 9 октября будет освящена специальная мемориальная доска с именами всех — от самого начала и до 1945 года — священников, служивших в архикафедральном соборе. Планируется трансляция богослужений в соборе на большом экране перед храмом.
— Судьба собора складывалась весьма драматично, иногда даже трагично. Как сегодня Римско–католическая церковь в Беларуси отстраивает — и в первую очередь в самом прямом смысле: имеется в виду реставрация и возведение новых католических храмов — свою жизнь?
— Действительно, история минского архикафедрального собора непростая. Сначала это был просто иезуитский храм. Его основали отцы–иезуиты, 300 лет тому назад игравшие в городе среди католиков, возможно, первую скрипку: они организовали свои коллегиум, школу, много внимания уделяли молодежи. Потом он был приходским. С установлением Минской епархии храм стал кафедральным. Время шло. Храм вследствие невозможности действия епархии снова стал приходским, затем — опять кафедральным, потом во время гонений в 30–е годы XX века его закрыли, и после Второй мировой войны здание заняло спортивное общество «Спартак». И только в 1990 году нам удалось войти в него и на третьем этаже — тогда он был — начать богослужения. А внизу работали спортивные залы... Потом меня перевели в Москву. И храм снова закрылся: до 1993 года люди молились на улице перед ним. Однако в связи с установлением в 1991 году Минско–Могилевской архиепархии костел, естественно, сразу же получил статус архикафедрального.
Сегодня в Беларуси строятся новые костелы, восстанавливаются старые. И все же, к сожалению, храмов пока не хватает. Особенно это чувствуется в Минске, где живет 300 тысяч католиков, но действует всего четыре костела: архикафедральный, Красный костел, храмы на Золотой Горке и на Кальварийском кладбище. Надо отдать должное городским властям — они идут нам навстречу: мы получили 8 площадок под новое строительство и уже действуют 4 часовни. Храмы возводятся для людей, и они должны быть там, где есть верующие. Пока же минчанам приходится ездить из дальних микрорайонов города с детьми в центр.
Непростая проблема — реставрация храмов. Есть очень большие костелы, которые нам просто не под силу самостоятельно реставрировать, например, в Несвиже или Мстиславле. Мы ведем переговоры, которые дают надежду на то, что государство поможет Церкви в реставрации архитектурных памятников.
— В последнее время внимание приковано к событиям вокруг памятника истории и архитектуры в Минске — бывшему костелу Святого Иосифа, где уже долгие годы «проживает» одно из государственных архивных учреждений.
— О проблеме храма Святого Иосифа и бернардинского монастыря я узнал, будучи еще в Москве. И эта ситуация до сегодняшнего дня волнует и меня лично, и Католическую церковь, и, наверное, многих жителей города. Мы продолжаем вести переговоры с властями. Но оптимальное решение, на наш взгляд, пока не найдено. Варианты могут быть разные. Если говорить о Церкви, то у нас нет нормального помещения для курии, для размещения хорошей богословской школы или института теологии, центра катехизации, паломнического центра. Весь этот комплекс мог бы служить и дальше Церкви и людям. Тем более присутствие рядом православного кафедрального собора было бы добрым примером экуменических отношений и свидетельством того, что в Беларуси Европа дышит двумя легкими, как этого желал Слуга Божий Папа Иоанн Павел II. Кроме того, костел Святого Иосифа и бернардинский монастырь — исторические памятники, такого уровня сооружений в центре Минска осталось очень и очень немного, и их необходимо сохранять.
— Сейчас некоторые молодежные, политизированные организации проводят акции несогласия с решением Мингорисполкома передать помещения монастыря и костела для переоборудования под отель. Как бы вы прокомментировали эту ситуацию?
— Знаете, здесь я хотел бы вспомнить, наверное, известную многим проблему креста в Варшаве. После смоленской трагедии с польской делегацией во главе с президентом этот крест молодые люди принесли на площадь перед президентским дворцом из самых благородных и хороших побуждений. Крест установили, и люди возле него молились. Но потом потребовалось решить, что делать дальше. И крест, вместо того чтобы стать символом единения, вдруг расколол страну. Тогда выступили польские епископы, которые обратились ко всем, кто приходил на площадь, с просьбой — не политизировать крест. Крест — это знак спасения.
Отношения Церкви и политики всегда складывались нелегко. Мы исходим из слов Иисуса Христа: «Богу — Богово, кесарю — кесарево». Эти слова являются основополагающими в развитии социального учения Католической церкви об отношениях Церкви и политики, которое четко и ясно говорит: Церковь и политика — две отдельные автономии. Церковь ставит перед собой глобальную задачу спасения человека, приведения его в Царствие Божие. Государство, политика в основном решают задачи, если можно так сказать, временного характера — в экономике, международных отношениях, то есть когда принимаются конкретные для данного контекста времени решения. Хотя, конечно, нельзя категорически утверждать, что Церковь совсем не занимается «временными» делами или государство не занимается глобальными вопросами. Поэтому, когда есть взаимопонимание между государством и Церковью, вместе можно много хорошего и полезного сделать людям. Ведь в центре заботы Церкви — человек. Человек является «путем Церкви», сказал Папа Иоанн Павел II. В центре внимания государства также должен быть человек. Поэтому благо человека — это та область, где можно и надо плодотворно сотрудничать.
Официальное учение Католической церкви гласит: «Различие между религией и политикой и принцип религиозной свободы представляют собой специфическое достижение христианства, чрезвычайно важное в историческом и культурном плане». Нам, верующим, епископам, священникам, да и всем людям непозволительно смешивать одно с другим. Поэтому нельзя политизировать ситуацию с храмом Святого Иосифа и прилежащего к нему монастыря. Это не площадка для политических заявлений.
Во время своего визита в Литву в 1993 году Папа Иоанн Павел II, обращаясь к священникам, сказал: ваше дело — пастырская деятельность, а не политика. В 2006 году Папа Бенедикт XVI тоже произнес очень важные для нас слова: священник должен быть специалистом от встречи человека с Богом, а не специалистом в каких–то других областях человеческой деятельности.
Мне иногда говорят: вот, мол, где–то за границей какой–то храм продали, теперь там что–то другое располагается... Когда 20 лет назад я слышал нечто подобное, меня просто трясло. Но сегодня я сам рассматриваю вопрос о перенесении двух деревянных храмов из деревень в города. Потому что в тех местах не осталось верующих людей, да и вообще почти никого не осталось. Но эти решения о своих храмах принимает сама Церковь. Нужно всегда анализировать ситуацию целиком и до конца.
Кстати, 18 — 22 октября на острове Родос состоится Второй католическо–православный форум. Первый прошел в 2008 году в Италии и посвящался проблематике семьи — хочу обратить особое внимание, что это была действительно первая встреча такого рода после 1054 года, когда произошел раскол в христианстве. Так вот, предстоящий форум посвящен именно отношениям Церкви и политики. Меня пригласили выступить там с докладом. Это очень серьезная сфера, которая становится все более и более актуальной.