Казалось бы, блестящая история комиссионок навечно осталась в советском прошлом...
«Да, прошло время былой славы, — констатировала моя тетушка, оглядывая вешалки в комиссионном. — А ведь когда–то я была первой модницей благодаря тому, что у меня в таком магазине работала знакомая. Такие знакомства были дороже денег!» Кому же нужны эти магазины подержанных вещей теперь, когда хороших одежек на любой вкус и кошелек навалом? Вписываются ли они в современные реалии или существуют лишь по инерции?
Время и место
Казалось бы, блестящая история комиссионок навечно осталась в советском прошлом, запечатленная как в кинематографе — «а у вас нет такого же, но с перламутровыми пуговицами?», так и в воспоминаниях любой семьи. Комиссионка позволяла простым и законным способом избавиться от ненужных вещей и найти новые, модные, ведь именно туда сдавалась привезенная из–за границы «фирма». Но сегодня существует столько способов продать и купить вещи с рук и б/у — рынки, сэконд–хэнды, интернет–барахолки и аукционы, газеты с объявлениями, что, казалось бы, комиссионным в этом разнообразии не осталось места. «Да кому они нужны? — искренне недоумевает приятельница. — Сейчас в интернете можно продать все, что угодно, — от разбитого пианино до выводка котят, и без всяких комиссий 30% и необходимости самолично везти эти вещи «на сдачу». Однако комиссионки по–прежнему занимают свое, пусть и не столь весомое — вместо 22 их теперь лишь 8, — но вполне определенное место.
Почти, но не даром
Вот хорошо известная в народе «мебельная» комиссионка. Наряду с вполне приличными предметами — доперестроечного вида книжные шкафы, именуемые «блок со стеклом» — от 60 тысяч, платяной шкаф «как у бабушки» — 90, чуть посовременнее — уже 180. Хорошо пожившие диван и два кресла можно унести за 200 (поновее — за 400 — 500) тысяч, самую дешевую детскую коляску — за 65 тысяч. Подобные экземпляры периодически появляются на моем любимом ресурсе «отдам даром бай». Но не все ведь готовы отдать даром то, за что можно выручить пусть и небольшие, но реальные деньги.
«Сдают и покупают вещи абсолютно все слои населения, — говорит директор магазина Светлана Тишкевич. — Мебель сейчас дорогая, а город растет, приезжих много, поэтому наши услуги востребованны». По ее словам, бэушную мебель приобретают и для дач–коттеджей, и чтобы подешевле обставить съемные квартиры, пользуются ею и молодые семьи из новостроек, и студенты. В основном вещи продаются до первой уценки, за 20 дней, но могут уйти и за несколько дней.
Интересно, что же заставляет обладателя «глубокоуважаемого» шкафа обращаться в такой магазин, а не продавать самому, пользуясь массой новых возможностей?
— Здесь стоит вопрос как собственной безопасности, ведь неизвестно, кто придет покупать эту мебель, так и правильной оценки, — убеждена Светлана Владимировна. — Например, цена у нас договорная. Мы прислушиваемся, что хотел бы комитент (тот, кто сдает), но и свою цену предлагаем, потому что знаем, что и за сколько покупатель готов сегодня купить. Кроме того, не многие готовы сами заниматься продажей: отвечать на звонки, показывать товар. Это отнимает время. Проще привезти его к нам и потом приехать уже за деньгами. Это удобно. Часто наши комитенты дополнительно дают объявление в интернете — мол, в таком–то магазине продается то–то, это ускоряет продажу.
«А вы попробуйте, продайте музыкальный центр сами! — говорит владелица частного комиссионного магазина бытовой техники. — К вам придет 20 человек, 20 раз придется включить–выключить. У кого есть на это время? И кто знает, кто к вам пожалует? Мало кто любит пускать в квартиру посторонних».
Кстати, подтверждением того, что комиссионки еще рано сбрасывать со счетов, можно считать такой факт: все подобные магазины на данный момент в негосударственной собственности — ОДО, ООО, берутся за этот тип торговли и ИП. Другое дело, что тут важна специализация, — не все группы товаров б/у хорошо расходятся. Хорошо идут бытовая техника, мебель, детская одежда. А вот с обувью и одеждой для взрослых будет посложнее. Тут сильна конкуренция с многочисленными сэконд–хэндами, в которых чаще можно встретить модные вещи.
«С 1 июля комиссия — 40%» — читаю в магазине, где в основном продаются одежда и обувь для взрослых. Кроме того, вещи здесь принимаются только современные и предпочтителен зимний ассортимент. «Да, мы подняли комиссию, — поясняет мне сотрудница. — Надо выживать, ведь у нас и аренда, и налоги. Но и такой процент не смущает тех, кто хочет сдать вещи, — очередь стоит! «Мы помогаем жить необеспеченным, тем, кому надо сделать операцию, доучить детей, — говорят мне в другом комиссионном «смешанного» типа.
Выходит, что комиссионки сейчас изменили амплуа: это уже не престижные «комки», а места, выполняющие определенную социальную функцию. Правда, очевидно, в память о блестящем прошлом они действуют на тех же условиях, что и остальные торговые точки.
— Комиссионных осталось немного, но они востребованны, — комментирует ситуацию Светлана Гусева, начальник отдела торговли непродовольственными товарами главного управления потребительского рынка Мингорисполкома. — На данный момент они неубыточны, хотя выживать им непросто, ведь и аренду, и налоги они платят на общих основаниях, а работают в основном с малообеспеченнными слоями населения. Но они живут за счет комитентского вознаграждения, размер которого вправе устанавливать сами.
Накрытые сетью
И все же на пятки комиссионкам уверенно наступают интернет–барахолки, аукционы, сетевые «доски объявлений». Сотни мамочек–декретниц продают детские одежки, из которых выросли их чада, на специализированных «мамских» ресурсах. Тысячи пользователей сбывают на интернет–аукционах ненужные им предметы — от студийных фотовспышек до старинных монет. Те же, кому лень напрягаться или кто просто не испытывает особой нужды в деньгах, отдают разнообразные предметы даром, только бери. Но пока всеобщая интернетизация — еще только мечта, а вещи, от которых нужно избавиться, — действительность, должны быть такие места «в реале», где можно их продать. В Западной Европе эту функцию отлично выполняют знаменитые «блошиные рынки». У нас тоже существует некое подобие — «поле чудес» в Ждановичах. Но не всякому менталитет позволит стоять там с вещами, разложенными на газетах. А потому станут ли комиссионки уходящим жанром, покажет время.