Ученический арсенал современного старшеклассника включает в себя не только тетрадку, пенал и учебник, но и мобильный телефон с доступом в интернет. Эта современная небольшая по размеру шпаргалка, по сути, «бездонная бочка» информации. Нужен ответ на вопрос теста, текст изложения или диктанта — только «кликни». Педагоги бьют тревогу: собственные мысли в сочинениях школьников заменили цитаты, наспех найденные через Яндекс или Гугл.
...На столе учителя белорусского языка и литературы минской гимназии № 8 Светланы Вайнилович стопка тетрадей. Недавно старшеклассники писали сочинение по роману Владимира Короткевича «Каласы под сярпом тваiм». «Ну и как результаты? — интересуюсь. — Одинаковых много?»
— Есть написанные, словно под копирку, есть и творческие, оригинальные. Остальные — «серая масса», — перебирает тетради Светлана Николаевна. — Кое–кто просто переписал критику, переставляя местами слова или абзацы, добавив вводные обороты и чуть–чуть разбавив текст смысловыми связками. Но таких не много. Большинство все же старались. Конечно, я как опытный учитель могу определить, что «скелет» сочинения найден в интернете или переписан с книжки. Но в таких текстах обработан не один источник, да и размышлений больше. А это уже серьезная работа.
Как оценить такой «плагиат»? Не поставишь же сплошь «двойки». Впрочем, учителя утверждают: доказать факт списывания достаточно сложно. Нужно предъявить оригинал. А одинаковые мысли... Ну не всем же быть Пушкиными и Короткевичами!
— Тут две крайности, — считает учительница русского языка и литературы с многолетним стажем Елена Емельянова. — Либо сочинения списаны с учебников или интернета (там вроде бы все четко и правильно, но они скучны и безлики), либо написаны самостоятельно, но там не счесть казусов и откровенных ляпов вроде классических «Катерина бросилась в реку по личному делу» или «У Наташи Ростовой с Андреем Болконским был роман — «Война и мир».
Чего лукавить, мы в свое время тоже списывали, обложившись во время классных сочинений толстенными учебниками. Сейчас универсальной шпаргалкой стал интернет.
— Во время занятий им, конечно, пользуются, — не скрывает десятиклассница минской средней школы № 71 Дарья Курлович. — В основном те, кому лень учиться. Действительно, зачем что–то запоминать, если всегда можно подсмотреть? Правда, найти ответ с помощью телефона не так–то просто. Попробуй украдкой на небольшом экране четко сформулировать запрос! Уходит столько времени, что не успеешь справиться даже с простейшим заданием. Поэтому я предпочитаю учиться сама.
Любой учитель подтвердит эти слова примерами из практики.
— Как–то писали изложение, — припоминает Светлана Вайнилович. — Ученик быстренько нашел нужный текст в интернете. Но спешил и перепутал букву. Получилось не «Старая паправiла валасы», а «Старая паправiла галасы». Еще помню, как Чарнавус — герой из пьесы Кондрата Крапивы «Хто смяецца апошнiм» — превратился в Чарнагалоса.
Что думают по этому поводу в Министерстве образования?
— Преподавателям нужно работать не по шаблону, предлагая одни и те же тексты, а использовать другие источники, — таково мнение советника министра образования Виктора Ивченкова. — Например, на интернет-портале «Грамота.Ру» предлагаются интерактивные диктанты. Выполняя их, ученик сразу может проверить свои знания и найти ответ на ошибку. Это хорошая тренировка. А вот о контрольном диктанте должен позаботиться учитель.
— Так и поступаем, — кивают педагоги. — Стараемся компоновать или составлять тексты сами. Просто рассчитываем необходимый объем, какие орфограммы там должны быть... Это хорошее средство от списывания.
Специалисты Национального института образования обращают внимание еще на одну проблему, пока, правда, характерную в основном для вузов. Речь об использовании беспроводных наушников, которые соединены с мобильным телефоном. Остается только принять звонок и слушать ответ на вопрос. Обнаружить их практически невозможно. Стоимость миниатюрного приборчика постоянно снижается, поэтому эксперты полагают, что скоро они появятся и в школах.
Конечно, ученики списывали, списывают и наверняка будут списывать. Причем прогресс в этом деле не стоит на месте, явно опережая скромные технические возможности школ и учителей. Вот только на пользу ли это школярам? И много ли проку от такой учебы?
Компетентно
Андрей Халиманович, заместитель начальника управления информационных технологий и электронных образовательных ресурсов Национального института образования:
— Почему ученики беспрепятственно обращаются к мобильному интернету во время уроков? Считаю, здесь есть несколько причин. Во–первых, уровень владения современными технологиями у учеников выше, чем у учителей. Школьники этим и пользуются, например, «скачивают» информацию из сети и выдают ее за собственную работу. Рассчитывают на то, что не заметят. Во–вторых, забрать телефон перед началом урока у ученика нельзя. Не предусмотрено правилами внутреннего распорядка. В–третьих, большинство школьников воспринимают обучение не как повышение своего интеллектуального уровня, а как «механическое натаскивание» к централизованному тестированию, где творческих заданий нет. Поэтому для подготовки к ЦТ необходимости самостоятельно писать сочинения тоже нет. Тем не менее есть и плюсы. Например, мобильный интернет развивает умение ориентироваться в потоках информации, находить ее и систематизировать.