Белорусских школьников спешно наделяют правом бесплатного проезда в общественном транспорте. После заявления Александра Лукашенко на Всебелорусском народном собрании, бесплатным для школьников проезд сделали в Минск, Минской области и крупных городах Витебской области. Остальные регионы, очевидно, «подтянутся» в ближайшие дни.
На предложение главы государства подумать, стоит ли брать с детей деньги за проезд в общественном транспорте, быстрее других отреагировали власти Минска. 6 декабря Лукашенко предложил, а уже с 7 декабря все столичные школяры без билетов зайцами считаться перестали. Хотя официальный лидер на решение проблемы дал целую неделю.
В минусе оказались законопослушные родители, которые купили своим чадам проездные билеты.
К слову, в Минске на 1 сентября было почти 159 тысяч учащихся. И потеря такого количества платных пассажиров стала не очень радостным событием для «Минсктранса». Ведь компенсировать убытки будет непросто.
«Помните: как только мы говорим о том, что бесплатно будут ездить детишки или еще какие-то категории, транспортники — а у нас и частных много — быстренько нос по ветру начинают держать. А, раз льгота, вы нам компенсируйте из бюджета, — заявил Лукашенко. — И вместо реальной стоимости этих льгот у нас всегда запрашивали в три-четыре-пять раз больше... За свой счет будете возить людей, не бедные. Мы вам помогли обновить транспорт, купили автобусы, и в основном за бюджетный счет. Частники у нас тоже не бедные. Если детей и подвезете, не победнеете».
Специалисты «Минсктранса» не для печати говорят, что как раз и боятся обеднеть. Все же одним махом сделать бесплатными поездки такому огромному количеству пассажиров — это затратный шаг.
Вслед за Минском бесплатный проезд в общественном транспорте для школьников введен в Минской области. Льгота не распространяется на студентов и учащихся ссузов и ПТУ. С 13 декабря бесплатно в городских автобусах ездят школьники Витебска, Новополоцка, Орши и Полоцка.
Чтобы подтвердить право на бесплатный проезд, детям необходимо предъявить справку из школы установленного образца, говорят чиновники. Проблема только в том, что образца такой справки в природе нет.
«Мы просто не подходим к детям, чтобы проверить талон, — рассказала Naviny.by один из столичных кондукторов. — Если сомневаемся в определении возраста, просим показать дневник. Однако в выходные с дневниками дети не ездят — верим на слово. В результате выручка заметно уменьшилась, и план по продаже билетов выполнять труднее».
В Витебске пошли дальше столицы — «Витебское трамвайно-троллейбусное управление» с 13 декабря также предоставило льготы по бесплатному проезду учащимся профессионально-технических, средних специальных учебных заведений, а также студентам. Возможность проезда за половину стоимости билета этой категории молодежи рассматривают Новополоцкий, Оршанский и Полоцкий горисполкомы.
Напомним, что ранее дети старше семи лет, а также студенты при проезде в общественном транспорте оплачивали половину стоимости билета. Эта льгота была отменена в декабре 2007 года со вступлением в силу закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». Тогда 50-процентную скидку на проезд также потеряли пенсионеры. На тот момент в Минске из 2 млн. пассажиров, перевозимых городским транспортом в сутки, 840 тысяч были льготниками.
Бесплатный проезд в общественном транспорте сохранен у Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, кавалеров орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы; участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц; инвалидов войны; неработающих граждан из числа военнослужащих; инвалидов I и II групп; детей-инвалидов до 18 лет; детей до семи лет; детей-сирот; военнослужащих срочной военной службы, суворовцев и воспитанников воинских частей; лиц, сопровождающих инвалида I группы или ребенка-инвалида до 18 лет.
Были и несогласные с отменой льгот. Молодежные активисты собирали подписи под обращением к депутатам Палаты представителей с просьбой отклонить законопроект об отмене льгот. Против выступали также профсоюзы. Однако на все вопросы чиновники отвечали одинаково — льготы на проезд студентам и учащимся в Беларуси возвращать не планируется.
Но если ту отмену льгот государство хотя бы просчитало и этими расчетами обосновало (ведь, как уверяли чиновники, льготы не забрали, а упорядочили и заменили адресной социальной помощью), то нынешний подарок школьникам можно рассматривать исключительно как предвыборный экспромт кандидата в президенты Лукашенко. Учитывая, какую дыру в платежных ведомостях транспортных предприятий пробьет столь широкий шаг главы государства, разумно предположить, что восполнять потери государство будет привычным способом — повысив стоимость проезда для остальных категорий пассажиров.