Некоторые студенты, участвовавшие в акции 19 декабря и задержанные после нее, уже вышли на свободу. Часть еще отбывает административное наказание. Могут ли быть студенты спокойны за свою учебу или им стоит готовиться к отчислению?
«По политическим мотивам из белорусских вузов не отчисляют», — ответил на этот вопрос советник министра образования по связям со СМИ и общественностью Виктор Ивченков.
Действительно, в Беларуси для отчисления неугодных системе студентов применяются другие мотивы.
Например, 2 декабря 2009 года активистка «Молодого фронта» Татьяна Шапутька была отчислена со второго курса бюджетной формы обучения по специальности «Политология» юридического факультета Белгосуниверситета. Официальной формулировкой отчисления стало «нарушение правил внутреннего распорядка БГУ». Так в вузе расценили поездку Шапутьки в составе белорусской делегации для участия в Форуме гражданского общества «Восточного партнерства». Отметим, ее средний балл был 8,5. Шапутька неоднократно обращалась в БГУ с просьбой о восстановлении, но ей отказывали.
Активист оппозиции студент-отличник Дмитрий Железниченко был дважды отчислен из Гомельского госуниверситета им. Скорины. В сентябре 2007 года его отчислили, в конце января 2008 года решением суда восстановили, но через четыре дня вновь отчислили и призвали в армию.
В 2008 году из Гомельского государственного технического университета им. Сухого был отчислен студент 3-го курса активист молодежного демократического движения Никита Багров. Основанием для отчисления, в соответствии с приказом ректора, послужила академическая неуспеваемость. По словам самого Багрова, он не сдал один экзамен, который ему не дали возможность пересдать.
В феврале 2008 года с 3-го курса специальности «Информация и коммуникация» факультета журналистики БГУ, где обучался на дневном отделении за счет бюджета, был отчислен млодежный активист Франак Вячорка. «С официальной мотивировкой «за академическую неуспеваемость» я был отчислен после того, как пропустил два экзамена из-за незаконного задержания и 15-суточного административного ареста», — рассказывал тогда Вячорка. Средний балл студента Вячорки при отчислении составлял 8,7. Молодежный активист восемь раз подавал заявления на восстановление, однако получал неизменный отказ. Лишь недавно руководством БГУ ему было предложен вариант продолжения учебы — на филфаке, заочно и за свой счет.
Naviny.by обратились в БГУ с вопросом, каковы планы руководства университета относительно студентов, участвовавших в акции 19 декабря.
В пресс-службе БГУ ответили, что руководство не имеет намерения отчислять из университета студентов, участвовавших в акции. Задержанные студенты, которые уже вышли на свободу, написали руководству университета объяснительные записки относительно своего участия в акции.
По данным пресс-службы, анализ уже предоставленных записок свидетельствует, что среди задержанных студентов было много случайных людей.
Как сообщалось ранее, 14% из числа задержанных 19 декабря — учащиеся и студенты. Такие данные были озвучены в эфире программы «Контуры» телеканала ОНТ 26 декабря. Большинство задержанных (73%) — в возрасте до 30 лет. Из этого числа 1% составляют несовершеннолетние, 16% — от 18 до 20 лет, 56% — от 21 года до 30 лет. Более половины задержанных за участие в акции оппозиции 19 декабря — работающие люди (55,5%). Ранее МВД заявляло, что большинство задержанных составляют безработные и студенты. По данным милиции на 22 декабря, за участие в акции оппозиции было задержано 639 человек.
Руководитель Комитета защиты репрессированных «Салідарнасць» Инна Кулей сообщила БелаПАН, что в настоящее время на учете организации уже есть 20 студентов, которые участвовали в акции и которым, по их мнению или мнению родных, грозит отчисление.
«Их количество может измениться, — отметила Инна Кулей. — Молодые люди выходят после отбывания административного наказания, и мы их берем на учет».
В настоящее время, по данным «Салідарнасці», случаев отчисления действительно нет, однако в отношении студентов со стороны руководства есть «угрозы и давление». Кулей считает, что картина прояснится, когда задержанные студенты выйдут из заключения и приступят к занятиям. Она высказала опасение, что студенты, задержанные во время акции, «могут попасть во время сессии в число нерадивых студентов».
По данным Инны Кулей, в 2006 году было около 600 студентов, отчисленных из белорусских вузов в результате политической деятельности. Некоторые из них позже были восстановлены, другие уехали учиться по различным программам за рубеж — в ЕГУ, вузы Чехии, Эстонии, Польши. Например, по программе Калиновского в Польше учится 44 студента.
К слову, министр науки и высшего образования Польши Барбара Кудрицка уже призвала польские университеты рассмотреть возможность приема на бесплатную учебу студентов, отчисленных из высших учебных заведений Беларуси «за участие в демонстрациях против нынешнего режима».
«В свете вызывающих беспокойство действий властей Беларуси, состоящих в нарушении основных гражданских прав и свобод, ввиду преследований, которые также касаются людей науки и студентов, я призываю польские университеты, для которых свобода является высшей ценностью, проявить академическую солидарность», — заявила Кудрицка.
Министерство науки и высшего образования Польши выразило готовность оплатить проживание белорусских студентов в Польше, а также при содействии польского Министерства иностранных дел оказать им поддержку в решении организационных вопросов.