Срок максимального, 15-суточного, ареста за административное правонарушение истек у всех задержанных за участие в акции оппозиции на площади Независимости в Минске 19 декабря. Что ожидает на свободе тех, кому ее вернули?
Отметим, что количество людей, вышедших на свободу, до сих пор неизвестно: МВД не распространяет официальную информацию. Однако, как заявили 2 января БелаПАН в милицейском ведомстве, после отбытия назначенных судами сроков на свободу будут отпущены все задержанные. Другое дело, что после прекращения административного производства кто-то из них может стать фигурантом уголовного дела о массовых беспорядках (статья 293 УК).
Так, например, двое россиян, освобожденных после отбытия административного ареста 29 декабря, вновь были задержаны, но уже в рамках расследования уголовного дела о беспорядках. 5 января им были предъявлены обвинения по статье 293 УК.
Всего за участие в акции оппозиции, по информации МВД, было задержано 639 человек. Судами они были приговорены к штрафам и различным срокам административного ареста по статье 23.34 КоАП (нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия или пикетирования).
Как выходили на свободу
29 декабря из Центра изоляции правонарушителей на Окрестина и изолятора на улице Скорины в Минске, а также жодинского СИЗО после отбытия 10-суточного ареста вышло, по данным правозащитников, порядка трехсот человек. Около ста человек, отсидевших 12 суток, вышли на свободу 31 декабря. Еще более ста участников массовой акции протеста — те, кому присудили 15 суток ареста — были освобождены 3 января. Причем арестантов выпускали таким образом, чтобы друзья и родные не могли их встретить. Из-за ворот изолятора их вывозили в центр города на казенной автотехнике.
Большинство обвиняемых по уголовному делу о массовых беспорядках 19 декабря на данный момент остаются в СИЗО КГБ. В их числе — бывшие кандидаты в президенты Владимир Некляев, Андрей Санников, Николай Статкевич и Алесь Михалевич, доверенное лицо Рымашевского Павел Северинец, корреспондент российской «Новой газеты» супруга Санникова Ирина Халип, пресс-секретарь Санникова Александр Отрощенков, доверенное лицо экс-кандидата Ярослава Романчука Анатолий Лебедько, журналистка Наталья Радина и другие политические и общественные активисты.
Из следственного изолятора КГБ отпущены двое обвиняемых — бывший кандидат в президенты Виталий Рымашевский и руководитель избирательного штаба Некляева Андрей Дмитриев. Оба выпущены под подписку о невыезде.
Рымашевского выпустили из СИЗО в ночь на 1 января после того, как он написал объяснительную записку на имя Александра Лукашенко. О том, почему он вышел и о содержании записки говорить Рымашевский не может — тайна следствия.
31 декабря после 12-суточного ареста вышел на свободу из гомельского ИВС и прекратил голодовку Валерий Слепухин — доверенное лицо Некляева. Слепухин был задержан 19 декабря в Гомеле, время до суда провел в ИВС, был обвинен в нецензурной брани и арестован. В знак протеста против несправедливого решения суда активист объявил в изоляторе голодовку.
«Очень благодарен людям, которые помогали мне все это время, носили передачи — сок, минеральную воду, газеты. Сидеть было не так тяжело, когда была такая поддержка. Благодаря независимым газетам я знал, что происходит в стране. Плохо, что не успел доработать 19 декабря — сделать отчеты по наблюдению на участках, закончить мониторинг», — сказал он БелаПАН.
31 декабря на свободу из ИВС вышел также Юрий Захаренко — доверенное лицо Статкевича. Он также был задержан 19 декабря и получил 12 суток ареста «за нецензурную брань».
Юрий Климович, доверенное лицо Рымашевского, вышел на свободу 2 января, пробыв в гомельском ИВС 15 суток — также за «нецензурную брань». Дежурный изолятора временного содержания сообщил по телефону друзьям арестанта, что Климовича освободят в 20.15. Однако к их прибытию в изолятор временного содержания оказалось, что активиста почти за час до указанного времени сотрудники милиции на машине доставили прямо к дому.
«С этим моим освобождением устроили какой-то цирк. Еще примерно за час до освобождения в изоляторе выключили свет. А через некоторое время вошли милиционеры и приказали собираться. Я спросил — который час, и они не глазом не моргнув соврали, что уже 20.15, хотя было, наверное, около половины восьмого. Меня посадили в машину и привезли к дому», — отметил Климович.
По его словам, работники ИВС относились к нему нормально, обращались вежливо и корректно, водили в душ, каждый день приходил врач и следил за состоянием здоровья, так как Климович объявил голодовку. «Но после полумесячной голодовки чувствую себя нормально, даже удивительно. Мне очень помог отбыть срок молитвенник, который мне передали с воли, а также Новый Завет. Благодаря духовной литературе время летело быстро, и настроение было прекрасным», — подчеркнул активист. Он передал благодарность всем людям, которые передавали ему теплые вещи, воду, соки и газеты.
Кто помогал задержанным?
Солидарность, проявленная по отношению к задержанным во время минских событий 19-20 декабря, очень помогла осужденным, заявила участница тех событий из Могилева Елена Болдина. Она была осуждена на 12 суток административного ареста и большую часть срока провела в ИВС Минского района.
«Чувствовалась поддержка со стороны, потому что нас просто заваливали посылками. Чужие люди передавали теплые вещи, матрасы, одеяла. Приходили записки со словами «мы с вами, держитесь», «весь мир за вас», «вы молодцы, мы вами гордимся», — отметила Болдина.
Как отметил Виталий Рымашевский, его очень удивила степень солидарности белорусов с задержанными. «Среди белорусского народа есть достойные люди, и они себя проявили. Нужно ориентироваться на них, пускай даже их имена были неизвестны еще вчера», — отметил он.
Солидарность с задержанными носила поистине массовый характер. Менее чем за сутки была организована гражданская кампания по сбору средств для задержанных. Свой офис волонтерам предоставила Партия БНФ, желающие помочь — не только родственники и знакомые, но и обычные люди — выстраивались в очереди. Еще большие очереди наблюдались у изоляторов.
Что ожидает после освобождения?
Солидарность и помощь задержанным и их семьям была очень важна во время отбывания административного ареста и будет актуальна далее, считает правозащитник Валентин Стефанович.
По его мнению, репрессии в отношении вышедших на свободу будут продолжаться. «Людей будут увольнять с работы и исключать из учебных учреждений. К нам уже обращалось несколько человек, находящихся под угрозой увольнения. Так было и в 2006 году. Мы тогда не смогли отстоять в суде никого, за исключением одного несовершеннолетнего, в отношении которого не была соблюдена процедура. Отмечу, формально людей увольняют не за политические взгляды, а за прогулы или пропуски занятий», — отметил Стефанович в интервью Naviny.by.
Белорусские суды, отметил правозащитник, расценивали в 2006 году административный арест как прогул, хотя это, по сути, «уважительная причина отсутствия на работе. Прогул, согласно трудовому законодательству, имеет прямой умысел».
Министерство юстиции уже применило свои санкции к некоторым адвокатам, зачищающим интересы фигурантов дела о событиях 19 декабря. В отношении адвоката Санникова Павла Сапелко могут быть применены меры дисциплинарной ответственности за нарушение правил профессиональной этики. Есть вопросы также к адвокату Анатолия Лебедько Ирине Бурак и Владимира Некляева Марьяне Семешко.
Адвокат Гродненской областной коллегии Валентина Бусько уже лишена лицензии — Бусько была привлечена к административной ответственности за участие в акции 19 декабря.
К слову, большинство задержанных (73%) — в возрасте до 30 лет. Из этого числа 1% составляют несовершеннолетние, 16% — от 18 до 20 лет, 56% — от 21 года до 30 лет. Более половины задержанных за участие в акции оппозиции 19 декабря — работающие люди (55,5%), 14% из числа задержанных 19 декабря — учащиеся и студенты.