Когда тяжело болеет кто–то из близких, жизнь меняется у всей семьи. Боль, страх, отчаяние, безысходность обязательно порождают вопрос: кому и как смотреть за прикованным к постели родным человеком? Работу, которая, кроме прочего, приносит средства на лекарства, не бросишь. Значит, или — хоспис, или — сиделка. Но хоспис в Бресте только думают создавать. А помощь сиделок (кроме социальных служб, где сиделки — работники без медицинского образования) с недавних пор предлагает Брестская лечебно–консультативная поликлиника. Здесь создано отделение по оказанию медико–социальной помощи по уходу за больными на дому. Но услуга почему–то оказалась невостребованной...
— За полгода заключили всего 7 договоров, хотя звонков много, — главный врач хозрасчетной поликлиники Людмила Рудая тут же называет причину: — Для клиентов услуга дорогая, для сотрудниц — низкооплачиваемая.
Одни, получается, не могут. Другие — не хотят...
Стоимость медицинского ухода на дому, установленная Министерством здравоохранения, — 11 тысяч 350 рублей в час. Есть скидки. При оказании услуги свыше десяти дней стоимость одного часа уменьшается до 5 тысяч 670 рублей. Уверена, многие не пожалеют денег. Но есть одно принципиальное «но». Из первоначальной суммы сиделка получает всего 3 тысячи рублей за час. Большая же часть — это даже не прибыль поликлиники, а налоги.
— Уход за тяжелобольным сложен. И домашние, и даже социальные работники без специального образования не всегда могут справиться, — продолжает Людмила Рудая. — Ведь нужно не только измерить температуру, давление или подать таблетки. Необходимы инъекции и капельницы, клизмы, компрессы, перевязки... Это тяжелая работа, и оплачиваться она должна хорошо — из бюджета. Иначе кто к нам пойдет работать?
Вопрос, конечно, актуальный. Эксперты свидетельствуют: продолжительность жизни жителей Беларуси растет (сейчас на Брестчине около сотни человек, возраст которых — за 100 лет). По прогнозам, к 2015 году доля пожилых граждан в структуре населения достигнет 24 процентов. Старости свойственны болезни, и многим понадобится медицинский уход. Значит, подходы к организации медико–социальной работы на дому придется менять.
Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011 — 2015 годы предусматривает ряд мероприятий. Например, увеличение численности обслуживаемых на дому до 90 тысяч человек. Намечено открыть в стране более 1,6 тысячи мест в стационарных учреждениях. В планах — строительство и реконструкция домов–интернатов в Брестской и Витебской областях, а также в Минске. Предусмотрена и возможность предоставления услуг сиделки по социально низким ценам. Но каким?
— Стоимость одного нормо–часа — 3.440 рублей, — называет нынешние расценки Мария Гамзюк, начальник отдела комитета по труду, занятости и соцзащите Брестского облисполкома. — Однако за минувший год подобными услугами воспользовались только 90 человек. Плюс 9 ветеранов войны — бесплатно.
Мария Эдвардовна не скрывает, что даже такие расценки не всем по карману, и заработок сиделок — мизерный. Соглашается, что бюджет должен хотя бы частично оплачивать этот тяжелый труд.
А еще стоит не забывать, что официальная сиделка — это не только профессионализм, но еще и договор, гарантирующий, что человеку можно предъявить претензии в случае недоразумений. Ведь опасности подстерегают пожилых людей не только в виде болезней. Одиночество нередко становится причиной ограблений. Например, адрес 85–летней пенсионерки из Дрогичинского района, в 2009 году избитой и задушенной шейным платком, преступнице подсказала невестка сиделки, побывавшая вместе со свекровью в доме заслуженной учительницы...
К сожалению, у родных тоже не всегда хватает терпения уживаться с немощными стариками. Доходит до жутких преступлений. Несколько лет назад брестчанин застрелил свою мать, страдающую онкологическим заболеванием. А буквально на днях трагедия случилась в семье брестского бизнесмена: погибла его 73–летняя мать. Экспертиза установила, что причина смерти — удушение дужкой ведра. Бабушку, страдавшую тяжелыми недугами, недавно привезли из деревни. Страшно даже подумать, что этот смертный грех взял на себя кто–то из близких...
Цена милосердияКогда тяжело болеет кто–то из близких, жизнь меняется у всей семьи. Боль, страх, отчаяние, безысходность обязательно порождают вопрос: кому и как...