Мина замедленного действия - именно так экологи обрисовали ситуацию вокруг белорусских дорог.
По мнению ученых, значительно ухудшилось воздействие смесей и реагентов, которыми специальные службы посыпают асфальтное покрытие. Растения страдают настолько, что начинают желтеть задолго до наступления осени. Каким образом все это может повлиять на здоровье человека, ученые нам даже не ответили.
Предвесенние замеры вместе с мобильной лабораторией провел Александр Смирнов.
Первой ласточкой стала Минская кольцевая автодорога. Именно вокруг нее ученые нашли пострадавшие деревья. Еще летом зеленая листва превратилась в желтую.
Неестественный для этой поры года цвет крон деревьев и стал поводом, чтобы провести первые исследования. Опасения экологов уже на то время получили первые подтверждения. Сейчас все лиственные деревья выглядят одинаково. Очевидно, выделить места наибольшего поражения невозможно. Но самое время, говорят эксперты, провести заборы материала для окончательного анализа.
(Вячеслав Парфенов, начальник лаборатории мониторинга загрязнения почвы Республиканского центра радиоконтроля и мониторинга природной среды: "Мы знаем, здесь интенсивность движения, это около 8 тысяч автомобилей в сутки. Есть у нас, где и 22 автомобиля в сутки".)
Один из таких профилей находится в 10 километрах от Минска - недалеко от Смолевич. Даже по цвету снега видно, на каком расстоянии от дорожного полотна он больше загрязнен. Ученые говорят: "Проблемы солевого воздействия проявляются очень остро в последние годы".
(Александр Судник, заведующий сектором мониторинга окружающей среды Института экспериментальная ботаники Академии наук Республики Беларусь)
Получается так, что соляный раствор, который образуется на дороге, машины поднимают в воздух. Таким образом соль попадает в окружающую среду на расстояние до 150 метров. Ученые уверены: с течением времени при таких темпах растения вокруг дорог вообще исчезнут и обочины превратятся в пустыню.
(Андрей Кузмич, начальник отдела земель и ландшафтов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды: "Жизнь человека, конечно, важнее. И вот эти два фактора - жизнь человека и экология - нужно искать компромисс, потому что не всегда то количество реагентов, которое вносится на дорогу, оправданно, не всегда нужно".)
Что касается безопасности на дорогах, которую и обеспечивают соляные реагенты, то ученые предлагают свой выход из положения. Московские дорожные службы перешли на реагенты, в состав которых входит другая соль. Она менее ядовитая и более тяжелая. Поэтому турбулентные потоки от машин не сумеют отнести ее на значительное расстояние, а водители не будут жаловаться на скользкие дороги.