Когда-то нас учили, что время не властно над вечными ценностями. Под "вечными" подразумевалось нечто нематериальное и высокодуховное, но оказалось, что время властно над всем - и духовным, и материальным. Сдержусь и не стану философствовать на тему девальвации духа - в конце концов, эти ценности во все времена разнились не только у народов и стран, но даже внутри одного социального слоя. А вот о ценностях материальных поговорить хочется. В Китае, например, на грани вымирания оказалось множество искусств и ремесел, секреты которых передавались из поколения в поколение. Такой труд всегда был кропотливым, а значит, быстрого обогащения не обещал, хотя материальное благосостояние подразумевал. Но сегодня, когда мы выбрали новый жизненный девиз из серии "быстрее, выше", то, что не обещает быстрого обогащения, в качестве перспективной работы рассматривается едва ли. Наверное, именно поэтому мастеров, которые способны работать в древней технике люли, в Китае осталось всего четыре человека, причем все они - представители одной пекинской семьи.
Сейчас, правда, эту технику чаще называют ляоци - так переименовал ее император Цяньлун (правил в 1736 - 1796 гг.), потому что "люли" звучит похоже на слово "бездомный", а потому казалось императору и неблагозвучным, и с точки зрения фэн-шуй неблагоприятным.
Люли (ляоци) - это когда в течение нескольких минут на твоих глазах рождается чудо. Правда, стоять от этого чуда лучше на уважительном расстоянии: заготовку, состоящую из стекла, 24% диоксида свинца и металлических красителей, буквально жарят в пламени газовой горелки, и вот в этом пламени, расплавляющем стекло, металл и руки мастера, и рождаются удивительные вещицы. Несмотря на присутствие стекла в формуле, они лишь полупрозрачны (а иногда и вовсе темны), благодаря свинцу и металлу - прочны. Разбить их, конечно, можно, но нужно постараться.
В 1987 году, когда в Китае еще не сильно задумывались о силе брэндов, с одной стороны, и о коммерческой привлекательности древних ремесел, с другой, на Тайване зарегистрировали марку "Китайский люли" - с тех пор эта продукция успешно продается. Но блюстители чистоты ремесла, несмотря на свою малочисленность, аутентичность за этим тайваньским-китайским люли не признают. Потому что для пущей красоты и прозрачности тайваньские мастера изменили древнюю формулу - в их изделиях больше стекла. Производство поставлено на поток: будущие украшения жарят в печах при температуре 1.400 градусов, результат - прозрачность, многоцветие и высокий спрос.
Но семья Лю - оставшиеся хранители древней традиции - уверяет, что люли (ляоци) оценивается не по яркости, а по аутентичности. Настоящее рождается не из жидкого стекла, а из полутвердой заготовки, которой над той самой газовой горелкой мастер частенько придает форму руками, поэтому у всех мастеров руки обожжены. "Это как лепить скульптуру, - рассказывает Лю Юй, один из четырех мастеров, - но труднее, потому что лепим мы в огне". На одну работу уходит около 20 минут, один раз начав, вещь нужно закончить: малейший перерыв в непрерывном движении - и работа пропала, начинай сначала. За день мастер выполняет только четыре-пять изделий: работа в огне диктует свои правила.
Лю Юй понимает, что те украшения, которые он делает в соответствии с древними технологиями, проигрывают тайваньскому новоделу не только внешне - они дороже, потому что его - по-настоящему ручная работа. Но говорит, что никто из их рода не пойдет на упрощение технологии в угоду рынку: "Традиционное искусство не должно сдаваться". К тому же люли (ляоци) - это вся его жизнь. Сегодня ему чуть за сорок (хотя выглядит он старше - наверное, близость к огню сказывается), а своему искусству начал учиться в пять лет. В общем-то он больше и делать ничего не умеет: но разве люли - мало?
У каждого члена семьи - своя специализация. У Лю Юя лучше всего получаются пионы, у его брата - тыквы-горлянки, тыквы и вазы. У отца красивее всего получаются подвески в виде пекинской капусты. Ну а самая яркая звезда этого семейства - мама Син Ланьсян, из всей семьи у нее единственной есть выданный правительством сертификат мастера ляоци. "Она может делать все, - говорит с восхищением Лю Юй, - она училась у четырех величайших мастеров во времена Культурной революции". Когда-то она работала на пекинской фабрике ляоци, в 1980-е годы там трудилось 600 мастеров. В начале 1990-х фабрику закрыли, и теперь велика вероятность, что искусство умрет вместе с братьями Лю - даже их дети не готовы продолжать красивую, но очень трудоемкую и не приносящую большую прибыль традицию.
...Нет в мире вечных ценностей - и материальных тоже.
Факультет хороших вещейПисьма Инессы ПЛЕСКАЧЕВСКОЙКогда-то нас учили, что время не властно над вечными ценностями. Под "вечными" подразумевалось нечто...