Противогололедные смеси - угроза для растущих вдоль дорог деревьев и кустов. 21.by

Противогололедные смеси - угроза для растущих вдоль дорог деревьев и кустов

23.02.2011 12:06 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Противогололедные смеси - угроза для растущих вдоль дорог деревьев и кустов

  • Екатерина Синюк, TUT.BY

Фото: БЕЛТА
Фото: БЕЛТА
Более 7,5 тысяч усохших деревьев, примыкающих к автомобильным дорогам республиканского и местного значения, обнаружила в Беларуси гидрометеослужба Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в результате мониторинга лесов в 2010 году. Одной из основных причин такого явления, утверждают они, является применение противогололедных материалов (ПГМ).

Прошлогодним Постановлением Минздрава было запрещено использовать, в частности, техническую соль при очистке пешеходных зон, однако проезжей части этот запрет все-таки не коснулся. Как рассказали TUT.BY в Институте экспериментальной ботаники Академии наук Беларуси, только на МКАД вместо предусмотренных нормой почти 4 тысяч тонн соли в зимний период на дорожное покрытие наносится от 6,5 до 10 тысяч тонн соли.
 
"Мы можем потерять и облик, и растительный мир"

"В прошлом году с наступлением весны мы обратили внимание, что ряд деревьев просто не распустились. А, например, у сосны, которая стоит вечнозеленая, мы увидели явно угнетенный вид, и стали оперативно исследовать состояние участков этих территорий. Всего - более 20 участков (профилей) по республике, большинство из которых – в пределах центральных автомобильных магистралей, - рассказала TUT.BY заместитель начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Наталья Жаркина. – Влияние ПГМ - массовое и масштабное, потому что мы можем потерять и облик, и растительный мир. Даже одно повреждение ослабляет деревья и может спровоцировать возникновение других эпизодических болезней, а когда дерево уже ослаблено, оно может начать поражаться вторичными болезнями".
 
При этом, как только на дорогу высыпают больше 10 тысяч тонн соли, деревья сразу переходят в категорию поврежденных и сильно поврежденных, но даже при 6,5 тысячах тонн соли деревья становятся ослабленными, утверждают в Институте экспериментальной ботаники.
 
По словам Натальи Жаркиной, большинство лесов находится не на балансе у дорожников, а относятся к землям лесного фонда. А лесники, видя усыхающие деревья, в основном сразу назначают их в рубку.
 
"Поэтому какая-то часть деревьев к тому моменту, когда мы увидели повреждения, была вырублена, - говорит она. - Сейчас весна начнется, коммунальники тоже начнут деревья обрезать, и люди снова массово будут обращаться к нам и спрашивать, почему режут деревья, законно ли их режут и т.д. Люди вообще очень оперативно реагируют на вырубку, потому что деревья постоянно на глазах, у нас под окнами".
 
Специалист также рассказала, что для определения того, ПГМ влияют на растительный мир, Минприроды проводит анализ снега. Однако соль, по ее словам, - очень быстрорастворимое вещество, и во время таяния снега она очень быстро уходит на достаточную глубину. К тому же, непосредственно в городе трудно определить, что конкретно вызывает угнетение растительного мира, ведь здесь влияние оказывают не только противогололедные средства, но и выбросы углекислого газа, и выбросы от предприятий.
 
Заменить реактив слишком дорого

"Никто не говорит о том, что противогололедные средства не нужно использовать. Конечно, дорога - источник высокой опасности, и безопасность нужно обязательно обеспечивать. В то же время сыпать соль можно бесконечно, но что мы увидим весной? В целях минимизации вредных воздействий на объекты растительного мира и среду их произрастания, оказываемых при эксплуатации дорог, мы просим Министерство транспорта и коммуникаций принять меры", - говорит Наталья Жаркина.
 
Как рассказал заведующий сектором мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники Национальной академии наук Беларуси Александр Судник, в Беларуси техническая соль состоит на 95-98% из хлорида натрия. При этом около года назад специалисты-дорожники утверждали: адекватной альтернативы для борьбы с гололедом пока нет, мол, Беларусь еще не готова перейти на дорогостоящие реактивы, которые применяются, к примеру, в России, поскольку это сложно и малоэффективно. К тому же, подчеркнул тогда начальник управления "Центр" ГПО "Горремавтодор Мингорисполкома" Геннадий Фролов, опыт страны-соседки не дал нужных положительных результатов.
 
Александр Судник рассказал, что действительно на московской кольцевой автомобильной дороге когда-то тоже, как у нас сейчас, использовали хлорид натрия, но потом получилось, что из-за повреждений деревьев опушка была отброшена больше, чем на 100-200 метров и за два – три года там образовалась чуть ли не пустыня, поскольку почти вся растительность выгорела.
 
"Сейчас в Москве используют хлорид кальция. В Беларуси нет природного хлорида кальция, и его надо либо закупать, либо производить, а для этого требуется специальное предприятие. В Подмосковье есть такой комбинат, который работает чисто на производство хлорида кальция, -говорит он. - Стоимость такой смеси - порядка доллара за 1 кг. Получается, только на минскую кольцевую необходимо будет 5 тысяч тонн, т.е. 5 миллионов долларов. Это на самом деле дорого".
 
Александр Судник также рассказал, каким образом происходит повреждение деревьев. "Когда соль растапливает кристаллы льда, образуется соляной раствор, и когда двигается транспортное средство, соль турбулентными потоками поднимается на высоту 15-17 метров и потом сносится на прилегающие насаждения, оседает в побегах, вызывает у хвойных деревьев ожоги, некрозы, и т.д. У лиственных деревьев соль повреждает почки, и когда весной начинается вегетация, эти почки отмирают. Побеги же появляются из спящих почек, что образует их кустистость. Если проехаться вдоль МКАД это явление кустистости очень хорошо заметно. Особенно на березе и липе".
 
Специалист считает, что проблема эта решаема, даже если оставить хлорид натрия. Например, путем установки рекламных билбордов на автомагистралях с высоким скоростным режимом или путем ограничения скоростного режима в принципе.
 
"При высоте поднятия турбулентных потоков на 15-17 метров билборды смогут сдерживать потоки. Соль будет оседать на щитах и не будет сноситься ветром в насаждения, - говорит он. - А на МКАДе можно было бы снизить скоростной режим с 90 км/ч до 60 км/ч, ведь чем выше скорость автомобиля, тем выше поднимается соль и тем дальше заносится вглубь насаждений. При уменьшении скорости и растениям будет лучше, поскольку высота поднятия будет меньше, и человеческая жизнь сохранится с большей вероятностью".
 
Другое дело – использовать хлорид кальция, который, по словам Александра Судника, используется за рубежом. "Хлорид кальция - тяжелая смесь в отличие от хлорида натрия, и если первый материал поднимается на 15-17 метров, то высота поднятия второго - всего 0,5-1 метр максимум. В таком случае для обеспечения безопасности зеленых насаждений достаточно просто обустроить канавку для стока талых вод".
 
Кроме того, считает специалист, любую дорогу можно разделить на участки и на каждый составить свои паспорта, в которых будет написано, где можно сыпать все, что угодно, и это не окажет влияния на растительность, а где наоборот – нужны защитные мероприятия. Например, во Франции хлоридом кальция дороги тоже посыпают не везде, но на участках, которые проходят в природоохранных местах, его используют.
 
Александр Судник также отметил, что "по всем нормам соль нужно сыпать, когда температурная отметка проходит через 0 градусов, то есть когда не гололед, а гололедица. Когда температура - меньше 15 градусов, соль, по его словам, уже вообще неэффективна, поскольку больше не растапливает лед.
Ботаники, физики, химики и дорожники должны решить проблему вместе

Однако, отмечает он, чтобы использование противогололедных средств было эффективным и невредным, необходима государственная программа, когда в обсуждении проблемы будут задействованы не только ботаники, но и физики, которые бы смоделировали рациональный скоростной режим; и химики, которые нашли бы, возможно, альтернативные вещества, способные растапливать соль еще быстрее; и дорожники, которые бы на практике пробовали разработки и вносили бы свои предложения.
 
Без этого, подчеркивает он, Институт экспериментальной ботаники может лишь фиксировать нарушения. "Уже много лет мы утверждаем, что надо беречь растительный мир, а дорожники – что человеческая жизнь превыше всего. Жизнь растительного мира тоже немаловажна, нужно искать альтернативные пути его защиты, чтобы не получилось, как в Москве, когда мы будем ехать по туннелю мертвой растительности", - говорит Александр Судник.
 
В настоящий момент Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды направило письмо в Министерство транспорта и коммуникаций с просьбой, в том числе, начать использовать "более экологичные составы противогололедных смесей". В Минтрансе отметили, что экологичность противогололедных смесей устанавливается не у них, а главная задача министерства, подчеркнули там, - обеспечение безопасного дорожного движения.
 
Только цифры

По данным Минприроды, в ходе мониторинга лесов в 2010 году установлено усыхание 7572 деревьев, в том числе:
 
- Брестская область – 3896 (сосна, береза),
- Витебская область – 1469 (береза, тополь),
- Гомельская область - 64 дерева (сосна, осина, береза, тополь),
- Гродненская область – 1100 (сосна, береза),
- г.Минск (вдоль МКАД) – 377 деревьев (сосна, ель, тополь, береза, ясень, клен, липа, ива),
- Минская область – 122 дерева (хвоя),
- Могилевская область – 544 дерева.
 
В Минприроды также обращают внимание на то, что статьей 9 Закона РБ "О растительном мире" на пользователей земельных участков возложены обязанности осуществлять охрану объектов растительного мира от вредного воздействия. Согласно статье 18 охрана объектов растительного мира обеспечивается путем поддержания в благоприятном состоянии и охраны среды произрастания объектов растительного мира, а также предупреждения и пресечения повреждения или уничтожения этих объектов. В случае невыполнения названных обязанностей, организации государственного дорожного хозяйства – владельцы дорог, юридические и физические лица, осуществляющие зимнее содержание автомобильных дорог, будут нести ответственность в соответствии со ст.15.22 Кодекса РБ об административных правонарушениях в виде наложения штрафа от 50 до 300 базовых величин. При этом привлечение организаций к ответственности за нарушение законодательства РБ о растительном мире не освободит их от обязанностей по выполнению мероприятий по охране и воспроизводству объектов растительного мира и восстановлению среды их произрастания.
 
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Фото: БЕЛТА Более 7,5 тысяч усохших деревьев, примыкающих к автомобильным дорогам республиканского и местного значения, обнаружила в Беларуси гидрометеослужба...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика