Поэтому, кто его знает, чем тут раньше занимались: то ли в жерновах дырки били, то ли травы такой очень много росло. Хотя учёные, которые составляют различные сборники, придерживаются другой версии: они говорят, что «лучай» — слово балтского происхождения. И что значит оно то же, что и наше старобелорусское слово «лука» — мыс, окружённый рекой или озером. И именно отсюда и пошло название этой деревни, потому что она как раз и стоит на таком мысе, у одноимённого озера Лучай.
А с другой стороны от деревни есть ещё и озеро Лисицкое. Про эти два озера есть интересная легенда: говорят, что когда-то в этих местах жила девушка — и красивая, и приятная. Только глаза у неё были разные — один глаз голубой, как небо, а второй чёрный, как осенняя ночь.
Полюбила она парня. А он был так себе человек, и сказал ей: «А кто тебя замуж возьмёт? У тебя же глаза разные!». Девушка обиделась и заплакала. Потекли по земле два ручья — из голубого глаза побежала вода светлая, чистая, прозрачная. А из чёрного — чёрная. Так и появились два озера — светлой озеро Лучай с песчаными берегами и тёмное озеро Лисицкое с торфяным дном.
В 1766 году Альжбета Пузыня вместе со своим мужем князем Антоном Пузыней недалеко от дворца в Лучае начинают строить костел. Архитектором они приглашают итальянца Карло Спампани. Говорят, что Спампани при строительстве этого костёла использовал технологию, известную ещё со времён Древнего Рима: в раствор он добавлял яйца. И этот костёл в Лучае считается памятником архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму.
В костёле сохранилось множество старых росписей. Стены, кстати, расписывал наш знаменитый белорусский художник Антон Антошевский. И искусствоведы утверждают, что Антошевский не копировал итальянских мастеров, а расписывал храм в своём стиле, в деликатной монохромной цветовой гамме. В костёле сохранились семь сакраментов, и на них Антошевский показал местных жителей Лучая XIX века.