СВОБОДА ВЗАЙМЫ

17.03.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


«Нет ничего прекрасней фрегата под полными парусами, танцующей женщины и лошади на полном скаку», — однажды подметил писатель Проспер Мериме. А уж он-то, житель блистательной и аристократичной Франции, наверняка знал, о чем говорит!
К сожалению, для нас, рожденных в СССР, лошадь долгое время оставалась «атрибутом» славных советских колхозов или же «спортивным снарядом» для олимпийских чемпионов. Но времена меняются, и верховая езда постепенно завоевывает все больше поклонников.
В выставочном центре «Белэкспо» (Минск) прошла выставка-показ породистых лошадей «Весна-2011». Ничего подобного в Беларуси еще не бывало.
— Не пойду смотреть на твоих коней, от них идет нехороший запах! — категорично заявила подруга и скорчила брезгливую гримаску.
Я ее понимаю. «Бодрый дух лошадей» понравится далеко не каждому. Откровенно говоря, и мне интересно, как организаторы выкрутятся. Шутка ли: разместить на относительно небольшом пространстве более полусотни крупных животных да еще избежать всяческих «сопутствующих моментов» — запаха и грязи.
Захожу в павильон, метко прозванный в народе «шляпа», делаю вдох и ощущаю… свежий хвойный аромат. Вот это да! Приятно!
Представление еще не началось, но вокруг большого огороженного манежа уже переминаются с ноги на ногу зрители. Очень много детей самого разного возраста. Они с удовольствием лазают по каретам и саням, запряженным деревянными лошадками. Благо эти экспонаты трогать разрешается.
Вдоль стен расположились торговые лотки со всяческой «конноспортивной мелочью».
Внимание привлекает выставка фотографий. Экспозиция небольшая, и за понравившегося фотографа можно голосовать. Мне повезло — один из авторов (точнее, одна) как раз возле своих снимков. Виктория Злотник — студентка БГПУ им. Танка. У Вики есть своя лошадь, но на выставку она ее не привезла, опасаясь, что животное получит большой стресс.
— Я фотограф-анималист, — рассказывает Вика. — Людей снимать не люблю. А лошадей предпочитаю фотографировать, когда они бегают на воле, без всадника. Только так можно показать истинную прелесть и грацию животного.
На снимках действительно много красоты, света и свободы. Резвящиеся в зеленых полях кони так и заряжают позитивом на весь день. Так что я отдала свой голос Вике и от всего сердца пожелала ей победы. Как оказалось, не зря! Она позвонила после закрытия экспозиции и похвасталась почетным вторым местом.

Кто на свете всех крупнее? А кто быстрее и стройнее?

Впрочем, на конной выставке больше всего внимания досталось, конечно же, самим лошадям. Своего выхода на манеж они ждали в специальных денниках, устроенных по периметру здания. Серый в яблоки красавец, которого деловито чистила и расчесывала хрупкая блондинка, как-то сразу запал в душу.
— Какой роскошный у вас конь! Можно зайти и сфотографировать его? Не ударит? — осторожно приближаюсь к ограждению.
— Заходите, этот зверь довольно смирный! — улыбается девушка.
«Зверь», тем не менее, громко фыркает, нервно переступает тонкими ногами, трется носом о хозяйку. Оказывается, привезли его из деревни Заболотье (Смолевичский район).
— Это, кстати, орловский рысак. — говорит Мария Цветаева, оглаживая своего питомца, — Нравится?

Нравится — не то слово!

Орловский рысак, или орловская рысистая, — знаменитая порода, выведенная графом Григорием Орловым. Страстный любитель лошадей, он стремился совместить в одном животном грациозность, скорость, выносливость. И, похоже, это удалось. Именно орловских рысаков запрягали в легендарные русские тройки.
Вот и «гвоздь программы» — Харли, гигант породы шайр. Его рост в холке 197 сантиметров, это самая большая лошадь в Европе. А до самого большого коня на планете Харли недотягивает всего три сантиметра. Родился он в Англии, затем был перевезен в Швецию, а оттуда попал в Россию.
— Это самая обычная лошадь, — рассказывает о своем питомце нынешняя его хозяйка московский финансист Елена Морева. — На нем я запросто занимаюсь в манеже, выезжаю кататься в поля. Харли любит бегать и, вопреки своему мощному сложению, может скакать довольно быстро. Но справиться с ним легко, даже ребенок сможет.
Впрочем, в последнем утверждении Елена явно лукавит и скромничает. Сейчас в ее конюшне более 50 лошадей. В основном шаиры и тинкеры (причем вторые не слишком уступают в размерах первым). Управлять животным весом более полутонны совсем не просто, но Елене не привыкать.
— Нравятся мне такие лошади, — коротко отвечает она на вопрос, почему выбрала именно эти породы.
Хотя страсть Елены и понятна вполне. Шайры — одна из древнейших пород, известная тысячи лет. Очень ценились эти могучие великаны в Англии. Собственно, и название свое они берут от английского «шир» (графство). Тинкеры же больше всего напоминают сказочных единорогов: мощные, с пушистыми щетками на ногах, с длинными шелковистыми гривами и хвостами. Этих лошадей предпочитали цыгане. Ведь тинкеры бывают только пегого (пятнистого) окраса. Причем пятна у каждой лошади располагаются всегда по-особому. Так что воровать ее бесполезно — хозяин всегда узнает пропажу.
Елена Морева с удовольствием демонстрирует на выставке одного из своих тинкеров. Его чудесная, заплетенная в мелкие косички грива особенно нравится детям, целая стайка которых собралась возле коня-великана. Малышка лет пяти доверчиво протягивает на раскрытой ладошке яблочко. Тинкер бережно, самыми кончиками губ, берет угощение. Девочка хохочет.

Ковбои, уланы и амазонки

Наконец, начинается шоу. Пробираюсь к самому ограждению, почти повисаю на нем с фотоаппаратом. Теперь понятно, откуда этот приятный сосновый аромат — парапет сделан из свежевыструганных брусьев. На манеж тем временем стройной шеренгой выезжают всадники-уланы. На глазах у зрителей за сердце молодой красавицы борются два блестящих наездника. Бешеные скачки, затем пешая дуэль на саблях и, наконец, примирение — все это в исполнении конно-исторического клуба «Золотая шпора».
Спустя несколько часов эти же ребята, перевоплотившись уже в ковбоев и индейцев, показывают сценку из жизни на Диком Западе. Камень преткновения — все та же прекрасная дама, которую похищают злые индейцы. Аборигены согласны вернуть смелому ковбою его женщину, если он сумеет доказать вождю племени свое превосходство. Умопомрачительные трюки (как вам, например, скачки на лошади, стоя в седле?), стрельба, а в финале — счастливое спасение пленницы.
В перерывах между выступлениями я отыскала руководителя «Золотой шпоры» Павла Калинкова. Он деловито привязывал лошадь.
— Чем вы еще занимаетесь, кроме выступлений?
— В основном работаем с лошадьми. Тренировки почти каждый день. Недавно вот в кино снимались в фильме «Дед Талаш». Там показывали сложный трюк — заваливали лошадь со свечи (свеча — это подъем коня «на дыбы», прим. автора). Получилось очень эффектно. Кстати, здесь мы представляем три программы. Две из них, «Наполеоника» и «Дикий Запад», проходят в один день выставки, а «Средневековый турнир» — в другой. И так все четыре дня. Как видите, график плотный.
Я возвращаюсь к манежу, где как раз начинается шоу амазонок. Зрелище впечатляющее: две девушки с земли, даже не прикасаясь к лошадям, отдают им команды, а те прыгают через препятствия, «свечат», ложатся и кланяются. Затем, легко вспорхнув в седла, амазонки прыгают одновременно через препятствие. Сначала с одной стороны (синхронно, словно лошади связаны друг с другом), а затем — с разных.
Элементы выездки демонстрируют девушки из спортивной школы деревни Зазерье (Пуховичский район). Их питомцы, изящно выгнув шеи, высоко поднимая стройные ноги, изящно двигаются под музыку. Интересно, что на бедре у каждого животного своя эмблема: то цветок, то разбитое сердце.
— Это не клеймо, — комментирует ведущая, — а элемент стрижки.
Сколько же труда нужно было вложить, чтобы сделать такое!
А вот шоу арабских скакунов, откровенно говоря, разочаровало. Лошадок (безусловно, очень красивых) просто вывели на манеж и несколько минут поводили по кругу. Не задались и соревнования по трейл-трассе (преодоление импровизированной полосы препятствий). Многие животные заупрямились, отказавшись выполнять простейшие элементы. Зрители, которые поначалу активно поддерживали наездников, вскоре стали откровенно скучать и, наконец, почти все отправились к сувенирным лавочкам, оставив всадников наедине с их проблемами.
Но стоит учесть, что выставка, по сути, «первый блин». При этом сказать, что вся она «комом», нельзя. Хотя, конечно, мелких огрехов избежать не удалось.

«Мы готовили арену всю ночь…»

Директора выставки Константина Диляртаса я обнаружила у денников с лошадьми.
— Мы работали над оформлением арены всю ночь, — устало признается он. — Чтобы сделать манеж, понадобилось 120 тонн песка и 20 тонн опилок. Саму же выставку готовили три месяца. Но этого, как я теперь понимаю, оказалось маловато.
— Почему?
— Раньше была выставка кошек и собак. Здесь же, из-за больших размеров лошадей, мы столкнулись с целым рядом новых проблем. Например, животные, привезенные издалека, должны где-то ночевать. Решили, что все четыре дня они проведут прямо в павильоне. Соответственно, при них должны оставаться и хозяева. Иначе как? Вдруг что-нибудь случится?
Интересно, что с самого начала ставилась задача собрать как можно больше разных пород лошадей. В итоге посетители смогли увидеть более 50 прекраснейших чистокровных животных 15 пород. Их по достоинству оценили эксперты, и самые лучшие представители получили медали.
— На мой взгляд, очень красивые фризские лошади, — рассказывает Константин. — Выведены они были во Фрисландии в XVI-XVII веках. На Западе этих удивительных животных за стать, роскошные длинные хвосты, пышные гривы и вороную масть прозвали «черными жемчужинами». Именно фризов запрягали в карету королевы Елизаветы. И здесь можно было увидеть прекрасного представителя этой породы.
— А какие еще породы, на ваш взгляд, наиболее интересны?
— Здесь у нас есть шайр, самый большой конь в Европе. И вот для контраста с ним мы выставляем шотландских пони. Их рост всего около метра в холке. Эта порода одна из самых маленьких среди пони, но, если принять во внимание соотношение роста и силы, то шотландцы настоящие силачи. Они могут поднимать груз вдвое тяжелее себя.
В конце разговора мне вдруг пришла на ум цитата из Джеймса Томсона (славного шотландского литератора, поэта и драматурга): «Когда мы садимся на лошадь, мы берем взаймы свободу». А уж к свободе, так или иначе, стремится каждый. Не здесь ли кроется секрет безграничной любви, которую способны воспламенять в человеческих сердцах лошади?

 

Екатерина ГУСЕВА

 
 
 

РЕКЛАМА