«Белнефтехим» примет меры для сдерживания вывоза за рубеж бензина и солярки. Эта новость на днях облетела медиапространство. Впрочем, белорусские пользователи интернета отреагировали на деталь. В качестве одной из возможных мер планировалось ограничить количество продаваемого на автозаправках топлива.
Пресс–секретарь концерна «Белнефтехим» Марина Костюченко поспешила успокоить: мол, пока этот вопрос обсуждается. Такая мера рассматривается лишь как один из возможных вариантов (про другие, правда, не уточнила). Будет ли она принята? Еще неизвестно. Если да, то коснется она лишь приграничных АЗС «Белоруснефти».
Но зачем вообще вводить какие–то ограничения?
— В марте в связи с повышением цены на нефтяное сырье на мировом рынке у наших соседей значительно подорожало топливо, — прокомментировали в пресс–службе концерна. — В связи с этим увеличился его вывоз за границу с наших автозаправок. Это уменьшает возможность экспортных поставок нефтепродуктов белорусскими нефтеперерабатывающими предприятиями за рубеж, что негативно сказывается на рентабельности их работы и причиняет ущерб экономике страны. Нюанс еще в том, что цены на топливо в нашей стране социальные, а не рыночные.
Объяснение подтверждается цифрами. Сравним два периода продаж топлива: январь — февраль 2010 и 2011 годов. На приграничных АЗС Брестской области темп роста реализации дизельного топлива составил 153 процента, а в Гомельской — и вовсе 198 процентов. Откуда такая разница? Ситуацию проследим на примере этих регионов.
...С начала года на АЗС Гомельской области стали чаще подмечать автомобили с украинскими номерами. Соседи переезжают границу, чтобы сэкономить «копийку» и залить в баки топливо по более выгодным ценам. Для примера: на гомельских заправках литр солярки стоит 2.850 рублей, а на черниговских он тянет в пересчете аж на 3.400. Именно поэтому жители украинского приграничья ныне предпочитают белорусские АЗС. Один из таких постоянных клиентов — Николай из Репкинского района Черниговской области. Он регулярно привозит на центральный рынок Гомеля домашнее молоко.
— В последнее время цены на топливо у нас растут практически ежедневно — в среднем на 10 — 15 копеек. Поэтому мне удобно и выгодно, бывая в Гомеле четыре раза в неделю, заправляться здесь по полной. Если ограничат продажу... По мне, так на этом ваше государство, наоборот, могло бы зарабатывать. Ввели бы на АЗС норму, а что сверх — продавали бы за валюту.
А в Бресте еще, казалось бы, совсем недавно был налажен целый бизнес по продаже солярки за рубеж. Сейчас он понемногу угасает. Стало выгоднее заниматься сигаретами и компьютерной техникой, хотя еще полтора–два года назад очереди на пункте таможенного оформления «Варшавский мост» растягивались на километры. Топливо вывозили брестчане, жители Кобрина, Малориты, Каменца, и, конечно, польские соседи. Сегодня — десяток–другой машин ожидает оформления. Поляки разрешают въезжать в страну автомобилям, заправленным под завязку, плюс 10 литров можно иметь в канистре. Максимум солярки удавалось залить в «Фольксваген–Пассат», если поставить его под нужным углом. Потому именно эти автомобили чаще всего курсировали между Брестом и Тересполем. Когда у нас топливо подорожало, многие бросили бизнес.
— Пограничники знают многих «солярочников» в лицо. Люди они, как правило, законопослушные. Единственное — порой создавали очереди, так как умудрялись ездить в Польшу по нескольку раз в день. Были неудобства туристам, которым приходилось томиться в ожидании, — начальник пресс–службы Брестской погрангруппы Александр Кислов заверяет, что пограничники к «топливным рейсам» претензий не имеют. — Разве только с их исчезновением работы убавится. Ведь до этого приходилось оформлять на «Варшавском мосту» 5 — 6 тысяч автомобилей в сутки.
Дизель-генератор«Белнефтехим» примет меры для сдерживания вывоза за рубеж бензина и солярки. Эта новость на днях облетела медиапространство. Впрочем, белорусские...