Два швейцарских электропоезда «Штадлер» прибыли в нашу страну. Это уже не новость. Каждый день серо–красная электричка накручивает холостые километры между Минском и Брестом, но железнодорожники уже раскрыли некоторые подробности своего масштабного проекта. Итак, своих первых пассажиров поезд перевезет уже в начале июня. Для начала — по обычному пригородному маршруту Минск — Заславль. Уже к осени диковинный пока для нас транспорт заработает в полную силу. Впрочем, станет ли он альтернативой автобусам и маршруткам по пути из центра города в «спальные» микрорайоны? Нерешенных вопросов пока хватает.
О поезде
Представители БелЖД одним из неоспоримых достоинств «Штадлера» называют скорость передвижения и качество обслуживания. От вокзала до Ждановичей можно будет добраться за 15 минут. Но ведь нынешние «эрки» едут всего на 5 минут медленнее... Только пассажир пока, увы, не воспринимает поезд как городской транспорт.
Хотя лично мне «Штадлер» напомнил скорее современный поезд метро, только наземного. Широкие двери и отсутствие ступенек уменьшат время высадки и посадки, кондиционер обеспечит комфорт в салоне в любую погоду, а камеры наблюдения защитят электричку от вандалов и воришек. Здесь на неудобства не будут жаловаться ни инвалиды, ни мамы с колясками: для них предусмотрены специальные накопительные площадки. Если надо срочно подключить ноутбук или зарядить мобильный телефон — найдутся даже розетки. И главное, стоя в проходе, можно не держаться за поручни! Конструктивная особенность — поезд разгоняется и тормозит очень плавно. Кроме того, интервал движения существенно уменьшится. Сначала до 20 минут, затем по мере приобретения поездов до пяти–семи.
Об инфраструктуре
С другой стороны, есть ли смысл открывать движение городской электрички, пока полностью не готова соответствующая инфраструктура? Ключевыми для этого вида транспорта должны стать станции Минск–Северный и Лебяжий. Чтобы привлечь пассажиров к первой из них (там поезда еще не останавливаются), ее соединят пешеходным тоннелем с пока малопосещаемой станцией метро «Молодежная».
— Часть тоннеля уже есть, он законсервирован, — показывает строительные планы начальник отдела формирования маршрутной сети ГУ «Столичный транспорт и связь» Александр Каптюх. — Необходимо его продлить и построить выходы на платформы электропоездов и противоположную сторону железной дороги. Согласно протоколу работы должны быть выполнены к моменту организации движения городской электрички.
А вот по расчетам железнодорожников, все работы удастся завершить лишь к концу года...
Что же касается станции Лебяжий, то до разворотного кольца у торгового дома «Ждановичи» нынче метров 300. Идти к автобусам и маршруткам приходится по лесным тропинкам, вечером — впотьмах. Как быть с этой проблемой?
— В начале апреля проектный институт передаст необходимую документацию для оформления сноса одного нежилого дома, — уточняет Александр Каптюх. — Между нынешним автобусным кольцом и станцией построят участок дороги, по которому и пойдет транспорт. На это потребуется два–три месяца. Должны успеть.
А вот идея просто перенести станцию поближе к нынешнему автобусному кольцу, по словам первого заместителя начальника минского отделения Белорусской железной дороги Александра Куриленко, не рассматривалась: «Там предусмотрено строительство путепровода, который соединит улицу Колесникова через территорию рынка «Ждановичи» с проспектом Победителей. Лучше сделать нормальные подъезды к ныне существующей станции».
Об оплате проезда
Еще вопрос: во сколько обойдется проезд и каков механизм оплаты? Выпустят ли, например, единый проездной для городской электрички и остальных видов общественного транспорта?
— Пока есть несколько вариантов, которые окончательно утвердят в апреле, — начальник БелЖД Анатолий Сивак просчитывает коммерческую составляющую проекта. — Единственное, могу заверить, что стоимость билета на городскую электричку будет ниже стоимости проезда на маршрутке, но чуть дороже, чем на автобусе.
А где будут продаваться билеты? Только ли в железнодорожных кассах? Но ведь на вокзале к ним нужно сделать крюк от метро и обратно... В планах — оборудовать станции специальными платежными терминалами. Билеты там можно будет купить как по пластиковой карточке, так и за наличку.
***
Да, городская электричка выглядит проектом интересным и перспективным. Главное, чтобы телега, образно говоря, не оказалась впереди лошади. А так у нас, к сожалению, нередко случается. Как, например, в новых микрорайонах, где детские сады, школы, магазины появляются иногда через год после массовых новоселий. Один из экспертов заметил: чтобы проект заработал в полную силу, минский вокзал должен рассматриваться не как конечная, а лишь как транзитная станция. Дальше электричку стоило бы пустить к тракторному заводу, в Лошицу, Колядичи, Мачулищи. Тогда можно будет разгрузить переполненные автобусы. Да и пассажиров станет больше.
Вагончик тронулсяДва швейцарских электропоезда «Штадлер» прибыли в нашу страну. Это уже не новость. Каждый день серо–красная электричка накручивает холостые...