В этом году в частных вузах будет увеличен набор на дневную форму обучения более чем в полтора раза — до 6 тысяч студентов. А на заочную, наоборот, уменьшится до 7 тысяч (в прошлом году частные вузы приняли 9,5 тысячи заочников).
О необходимости сокращения числа мест на «заочке» дискутируют не только в стенах вузов. «Сегодня практически три четверти специалистов составляют именно заочники. Это и понятно: для обучения на платном заочном отделении не требуется работать по специальности, главное — платить и получать так называемый диплом в рассрочку», — считает председатель Совета Республики Национального собрания Анатолий Рубинов. Такого же мнения — о неэффективности заочной формы обучения — придерживается и первый замминистра образования Беларуси Александр Жук. Он привел результаты изучения департаментом контроля качества образования уровня подготовки специалистов–заочников. Так называемый контрольный срез остаточных знаний у студентов 5 — 6–х курсов наиболее популярных специальностей («Экономика», «Правоведение») дал весьма грустные результаты.
Для положительной оценки нужно было ответить на 12 вопросов из 20. Справились лишь 43 процента испытуемых (по правоведению — 20 процентов). Лучшие результаты показаны в тех случаях, когда студенты–заочники имели профильное среднее специальное образование.
— Это говорит о том, что необходимо возвратить изначальный смысл заочного обучения — повышение квалификации без отрыва от производства, — резюмирует Александр Жук. — Во–вторых, должны быть разумные пропорции — 30 — 40 процентов заочников от всех обучающихся, а не 75 процентов, как в некоторых вузах. И мы планируем скорректировать контрольные цифры приема в течение 2 — 3 лет с учетом различных специальностей.
Однако можно ли чисто механически поменять это соотношение? Практика показывает, что нынче во всех вузах заочное образование более востребованно, чем дневное: в прошлом году конкурсы выросли в 1,5 — 1,7 раза. В БНТУ, например, проходной балл на заочное платное оказался выше, чем на дневное. А в Минском институте управления на дневное отделение недобрали 150 студентов, в то время как на заочное был перебор.
— На специальность «Инженер–программист» мы не закрыли 15 мест на дневном отделении, а на заочном конкурс составил более 1,7 человека на место, — приводит в пример цифры прошлой приемной кампании ректор МИУ Николай Суша. — И не только потому, что на дневном дороже учиться. Очень сложно работающего человека заставить сесть за парту. Сегодня во всем мире вузы переходят на дистанционное обучение. Кроме того, сокращение заочников для частных вузов особенно болезненно. Ведь, чтобы увеличить набор на дневное отделение, нужно, во–первых, найти преподавателей, которых у нас не хватает. Во–вторых, увеличить учебные площади — на 16 квадратных метрах можно обучать либо одного студента стационара, либо 10 заочников. Соответственно, обучение подорожает. Сегодня затраты вуза по дневной форме обучения компенсируются во многом за счет заочного. Если его сокращать, дневная форма для частного вуза будет убыточна. Ведь мы можем закладывать в стоимость обучения не более 25 процентов рентабельности, в то время как государственные вузы — 40 процентов. Кроме того, 28 процентов средств, получаемых за образовательные услуги, нужно платить в госбюджет. Экономика чистой воды. А качество образования, на мой взгляд, зависит не от формы обучения, а от содержания, технологий, методов контроля, проверки знаний, желания самого студента в конечном счете. Во всем мире качество специалистов определяет не диплом, а рынок труда.