Оформи права на дачу до октября 2008 года, не то ее потеряешь! Эта грозная законодательная норма не на шутку взбудоражила садоводов, и направились они дружными рядами заказывать землеустроительные документы. Хотя вскоре сроки обязательной регистрации недвижимого имущества были перенесены до 1 января 2012 года, тем не менее желаемый эффект достигнут. Большинство дачников загородные участки узаконили. Причем многие госакты на землю получили в рекордно короткий срок — в течение минувших трех лет. Однако есть нюансы.
Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную
«Мы, жители улицы Цветочной, неоднократно обращались к предыдущему председателю садоводческого товарищества и сейчас просим вас решить вопрос проезда между участками 44 и 56. Ширина улицы на всем протяжении более 4 метров, и только напротив участка 56 она сужается до 3 метров, что создает массу неудобств для движения, особенно грузовых автомобилей». Письма подобного содержания председатель садоводческого товарищества «Гипсовик» Галина Стешиц получает с завидной регулярностью.
В 1983 году землю под дачи в живописном месте Воложинского района получили чуть более 100 работников Минского гипсового завода и Министерства промышленности стройматериалов. Желающих иметь сотки за городом оказалось много, земли — мало. Получилось около 4 соток на брата. По нынешним временам так и развернуться негде. Проблему малоземелья кто как мог решал за счет леса и дорог. Кстати, административно наказуемое правонарушение.
Однако жили и отдыхали дачники «Гипсовика» относительно мирно, распахивали и облагораживали прирезанные потихоньку метры до тех пор, пока два соседа — владельцы участков 44 и 56 — не надумали поставить забор вдоль границ своих владений. Тут–то и выяснилось: с улицы Дачной на Цветочную машине, доставляющей газовые баллоны, например, или гравий на подсыпку проезжей части, не повернуть без риска снести забор. И один и другой сосед захватили часть дороги. С тех пор нет спокойствия в «Гипсовике». Пишут дачники жалобы председателю садоводческого товарищества, в исполком, в райотдел внутренних дел, в суд. Переписка и тяжбы длятся третий год, председатель в товариществе новый, а воз, то есть заборы и проблемы, и ныне там.
Коса на камень
— Все дело в том, — сокрушается Галина Стешиц, — что в 2007 году, когда хозяева 44–го участка подали документы на его приватизацию, институт, который готовил материалы землеустроительного дела, допустил ошибку при определении границ. В результате площадь владения увеличилась на 51 квадратный метр за счет сужения проезжей части дороги. А Воложинский исполком ошибку узаконил, приняв решение о приватизации участка в границах, указанных институтом и, кстати, не совпадающих с планом застройки. Людям выдали госакт на землю.
Но когда через некоторое время соседка через дорогу тоже решила оформить свой земельный надел в собственность (до 1 января, когда это нужно сделать обязательно, осталось всего полгода), исполком ей отказал. «В связи с несоответствием границ земельного участка 56 утвержденному проекту».
— Но если сейчас привести границы участка 56 в соответствие с планом организации и застройки «Гипсовика», — комментирует ситуацию Галина Стешиц, — то въезд на улицу Цветочную сузится еще больше. Нужно искать компромисс.
— Мы подготовили несколько вариантов компромиссного решения конфликта, — отмечает начальник отряда Республиканского сельскохозяйственного аэрофотогеодезического унитарного предприятия «БелПСХАГИ» Виталий Угначев (того самого, который допустил ошибку в замерах), — и готовы все исправить.
По словам Виталия Угначева, большой наплыв желающих оформить дачные сотки и стал причиной неточности в замерах. Случай не единичный и поправимый. Вопрос только как.
— Чтобы принять новое решение о приватизации участка в других границах, нужно отменить старое. Через суд, — уверен начальник землеустроительной и геодезической службы Воложинского исполкома Дмитрий Протас.
Но суд — это деньги, и немалые.
— Ошибку и захват земель общего пользования узаконил Воложинский исполком, так почему теперь мы должны за это расплачиваться? — возмущается председатель садоводов.
— Не можем же мы подавать иск сами против себя, — парирует Дмитрий Протас. — Кроме того, называть правление товарищества без вины виноватым я бы не стал. Оно обязано было следить за порядком и соблюдением границ!
Легко сказать. Но как навести порядок, когда нарушителей границ не один и не два, если уж дотошно сверить размеры участков на план–схеме застройки с их расположением на местности? К тому же все друг друга хорошо знают, ссориться не хотят, и председатель товарищества не обладает незыблемой властью: будет надоедать — переизберут, да и дело с концом.
Как повернул, так и вышло
Листая тома переписки «Гипсовика» с органами государственного управления, я обнаружила два любопытных письма из Госкомимущества, касающихся приватизации и оформления спорных границ. Первое упоминает лояльную статью 44 в Кодексе о земле. Если размер земельного участка, гласит она, не совпадает с тем, который указан в документе о представлении надела, но гражданин добросовестно, открыто и непрерывно владеет имуществом в течение 15 и более лет, то он имеет право получить его в пожизненное наследуемое владение или в собственность в сложившихся границах.
А теперь почитаем ответ второй. Типовым уставом садоводческого товарищества предусмотрено, что освоение территории товарищества должно осуществляться в соответствии с утвержденным проектом организации и застройки. Любые отклонения границ земельных участков являются самовольным занятием земель и влекут административную ответственность. Садоводческое товарищество должно устранить такие нарушения либо обратиться в местный исполком с просьбой о разрешении внести изменения в проект в соответствии с законодательством об архитектурной и градостроительной деятельности. То есть нарушил границы — либо верни все обратно, либо узаконь. Владельцы участка 44 в СТ «Гипсовик» прихват земель узаконили. Но что теперь делать их соседям? Опоздали. Где же справедливость? Решила спросить лично у автора — председателя Госкомитета по имуществу Георгия Кузнецова.
— По статье 44 Кодекса о земле, садовод имеет право приватизировать свой участок в сложившихся границах, — рассуждает Георгий Иванович, — но лишь в том случае, если это не противоречит архитектурным нормам. А сужение ширины проезда — грубейшее нарушение, которое никогда не узаконит градостроительная служба.
По словам Георгия Кузнецова, в свое время законодатели пошли навстречу дачникам, позволив им приобрести в собственность участки в фактических границах. Теперь с этим есть проблемы. А там, где есть проблемы, нужно их либо мирно решать, либо строго придерживаться плана застройки. Иного не дано. Кстати, иски в суд на ту же тему подают сейчас и соседи «Гипсовика» — садоводы товарищества «Пеленг». Его председатель Валентина Фещенко говорит: основная причина споров — тоже ошибки госслужб при установлении границ земельных участков. Так что оперативно завершив оформление дач, мы в итоге вполне можем получить волну переоформлений и судебных тяжб. Опять же за счет садоводов.