Я очень люблю свой родной Минск. Могу часами бродить по его улицам — думать и вспоминать. Прекрасно помню, каким он был в годы моего детства и юности. Конечно, сейчас город изменился почти до неузнаваемости. Но и сегодня я вижу те его милые, незабываемые черты, которые не стерли ни время, ни люди.
Рассказывая о Соборной площади, неподалеку от которой жила наша семья, нельзя не упомянуть о двух средневековых улицах — Школьной и Козьмодамиановской. Они, как нити, связывали Низкий рынок с Верхним, словно окаймляя нынешний соборный холм, а в довоенное время — жилой квартал. Каждая из улиц имеет свою неповторимую историю, подчас трагическую...
Когда–то давно параллельно Школьной, ближе к собору, на нынешней площади 8 Марта, располагался один из первых православных монастырей. Основали его в честь святых Козьмы и Дамиана. Именно от этого монастыря уходила дорога на Игумен (ныне Червень) — Игуменский тракт. По его направлению встречалось еще множество других православных обителей. А в центре самого Менска с конца ХI до начала ХVII века насчитывалось 12 церквей и монастырей.
Почему же наши предки воздвигли в центре города храм именно в честь Козьмы и Дамиана? В народе их называли «безмездные врачи», которые за исцеление требовали только одной награды — веры во Христа, наставляя праведных: «Даром получили, даром давайте...» Потому вошли они в православные жития как не только искусные целители–бессребреники, но и как благоденствующие щедрым подаянием святые отцы — «питали алчущих, одевали нагих и просвещали святой верою все окрестности...».
Процветала обитель несколько веков. Храм и монастырь в честь Козьмы и Дамиана пользовались любовью и вниманием горожан, но после подписания Брестской унии монастырь постепенно пришел в упадок. Со временем на том месте возник женский католический монастырь святого Бернарда, затем появился православный кафедральный собор в честь Сошествия Святого Духа. А память о святых Козьме и Дамиане православные сохранили в названии улицы, которая вела к храму.
Средневековая улочка в честь Козьмы и Дамиана одним своим углом упиралась в Торговую и, недлинная, тянулась до Большой Монастырской (ныне улица святых Кирилла и Мефодия). Она также считалась торговой и была настолько узкой и мрачной, что в народе ее прозвали «темные крамы». Кривоколенная Козьмодамиановская стала застраиваться каменными домами только в ХVIII веке и облик Средневековья сумела сохранить почти до середины 50–х годов прошлого столетия, несмотря на то, что сильно пострадала во время гитлеровского нашествия. До Великой Отечественной войны между Козьмодамиановской и Школьной располагался квартал, как бы сейчас выразились, элитных домов. За время немецко–фашистской оккупации он превратился в груду кирпича. Но даже в таком израненном виде улица оставалась живой и настоящей, очень европейской.
Однако в 60–е годы Козьмодамиановскую все–таки стерли с лица минской земли вместе с именами православных святых. На фотографии видна ее правая сторона, и, глядя на изображение, вы, наверное, согласитесь: мы потеряли уникальную улицу, которую, увы, уже не возродить!
Улица Козьмодамиановская, кроме своего первоначального названия, имела ряд других имен. Так, в 1922 году ее переименовали в честь Франциска Скорины. Но более всего она утвердилась в памяти минчан как улица имени пролетарского поэта Демьяна Бедного. Сегодня здесь проложена вымощенная и ухоженная по стандартам современного дизайна узенькая дорожка, которая ведет к храму. По ней всегда идут люди. Значит, духовный путь Козьмы и Дамиана по–прежнему живет. Пришло время, и на этом святом месте возрождаются контуры духовного посада. Сейчас здесь строится комплекс духовного центра Минской православной епархии. Примерно там, где теперь новое здание примыкает с одной стороны к корпусу Свято–Духова храма, а с другой выходит на улицу Торговую, почти пять веков тому назад как раз и размещался тот самый монастырь во имя святых Козьмы и Дамиана. Пройдет еще немного времени, и будущие семинаристы из Жировичского монастыря заполнят новые учебные классы духовного учреждения. Кстати, неподалеку от строящегося духовного комплекса в историческом центре Минска, между улицами Большой и Малой Монастырскими (улицы Кирилла и Мефодия и Герцена), некогда существовал переулок Семинарский, ныне Музыкальный.
История духовных семинарий Минской епархии идет с конца ХIХ века. В 1840 году в Минск из Слуцка перевели 200 семинаристов, а здание семинарии разместилось на Троицкой горе в специально отстроенном по улице Александровской (теперь — Богдановича) двухэтажном доме. Оно имело домовую церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Здесь же размещалась и редакция журнала «Минские епархиальные ведомости». Это было единственное каменное здание среди деревянных построек Троицкой горы. Строение частично сохранилось, и в 1953 году с помощью архитектора Георгия Заборского его преобразовали в учреждение совсем иного типа и прямо противоположного назначения — в Суворовское военное училище.
До 1919 года в Минской епархии действовали 4 мужских монастыря и одна женская обитель. Соборных, приходских, приписных и домовых церквей насчитывалось 1.230. Советская власть с первых дней своего существования повела открытую борьбу с религией. Борьба эта велась самыми жестокими методами и средствами: религиозные храмы рушились, обращались в лучшем случае в зрелищные учреждения, чинилось поругание церковных святынь, священнослужители почти поголовно подвергались репрессиям, немалое число их приняло мученическую смерть за свои убеждения. И вот теперь духовный центр православия на белорусской земле восстанавливается. Вновь почитаются вековые традиции веры. Да поможет нам Бог!
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
В поисках утраченногоО МинскеЯ очень люблю свой родной Минск. Могу часами бродить по его улицам — думать и вспоминать. Прекрасно помню, каким он был в годы моего...