Беларусь и Польша уже давно «проталкивают» Августовский канал в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это — одна из наших общих достопримечательностей. Но если западная часть водного маршрута давно развивается, став центром для байдарочников, то у нас все только начинается. Еще 5 лет назад сюда из всей страны съезжались стройотрядовцы, как на БАМ: очищать русло, восстанавливать берега и шлюзы. И теперь вокруг некогда заброшенного канала складывается международная зона отдыха. Но медленно. Стимул развитию региона должен дать подписанный накануне Президентом Указ № 220 «О создании специального туристско–рекреационного парка «Августовский канал».
Его построили в начале XIX века с целью экономической: создать водную трассу для сплава товаров в обход Пруссии. Однако вскоре появились железные дороги, и проект, сперва поддержанный августейшим монархом — русским царем, заглох. Если бы идея осуществилась до конца, из Польши можно было бы проплыть через Беларусь, Литву и Латвию до Балтийского моря. Сейчас байдарочники путешествуют через Августовский и Неман лишь до Друскининкая.
Для жителей Гродненщины вскоре откроется перспектива провести выходные за рубежом — путешествуя по каналу. А в соседних регионах Евросоюза — от Друскининкая до Августова — наверняка найдутся желающие отдохнуть на нашем берегу. Если начнут действовать соглашения между Беларусью, Литвой и Польшей о безвизовых поездках граждан приграничных районов.
Председатель Госпогранкомитета Игорь Рачковский предположил, что соглашение о приграничном движении с Литвой может вступить в силу после 1 июля, а позже и с Польшей.
Когда это случится, к нам смогут курсировать корабли с «той стороны». А пока по Неману ходит теплоход «Ольга Соломова» (рассчитан на 100 пассажиров), а по Августовскому — «Неман» (на 50 человек).
Впервые канал стал известен как туристический объект в 20 — 30–е годы прошлого столетия. На шлюзе «Домбровка» с размахом проходил «Праздник моря». По маршруту Гродно — Августов — Гродно регулярно курсировали два пассажирских колесных парохода. В перспективе вода вновь должна объединить соседние страны и привлечь сюда еще больше отдыхающих.
Пока же отзывы о новом рекреационном парке противоречивые. В интернете можно встретить довольно резкие суждения: «У шлюза «Домбровка» (самое популярное место) плоховато с инфраструктурой. Убогие точки общепита и деревянные навесы для пикников, возможность взять лодки и катамараны напрокат. Вот, пожалуй, и все. Остается лишь любоваться красотами и довольствоваться ссобойками».
А вот впечатления от инфраструктуры Августовского на польской стороне: «Через каждые 100 — 200 метров обнаружите оборудованную стоянку для причала байдарок с удобными лестничными маршами. Поднявшись с пирса на берег, увидите беседки для отдыха, места для палаточного лагеря, а также бары, небольшие магазинчики. Местные бабушки угощают булочками с ягодами, собранными в здешнем лесу».
Так должно быть и у нас — как только «заработает» указ Президента. На канале ждут новых инвесторов, которые вложат средства в развитие парка. А в этом году здесь готовы принять до 80 тысяч туристов. Успехи же поляков вполне объяснимы: все–таки у них курортная зона развивается почти 100 лет, а у нас — с момента реконструкции канала в 2004 — 2006 годах.
Кстати, по Августовскому каналу вскоре пойдет первый речной трамвай. В нем могут поместиться 12 человек. Испытания показали, что он мобильнее теплохода, спокойно выдерживает шлюзование и не такой шумный. Это важно.
Водный туризм в этом году уже сделал рывок вперед — в разных регионах. Министр транспорта и коммуникаций Иван Щербо еще в середине мая поставил задачу: чтобы в каждом речном порту было пассажирское судно. Примером для подражания министр считает проект, реализованный на Минском море: три современных судна в ближайшие дни начнут катать пассажиров.
А в Турове открылась плавучая гостиница на 10 комфортабельных кают. Отель может уходить в плавание на 10 дней — на столько времени хватает запасов топлива и воды.
Хватит ума местным властям найти инвесторов — такие же трамваи и отели, как на Припяти и Августовском, появятся во всех регионах страны.