«Идея так и останется просто идеей, пока вы не начнете что–нибудь делать», — писали в своем бестселлере «Rework: Бизнес без предрассудков» успешные предприниматели Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Ханссон, основатели компании, программами которой пользуются миллионы человек по всему миру. Книгу, которую они издали уже после восхождения на бизнес–Олимп, расхватывали экономисты, маркетологи и даже домохозяйки. Странно, но это пособие для успешных словно противоречило всем принципам ведения бизнеса! По сути, авторы советовали делать так, как нравится, а не так, как принято, и на собственном примере доказывали, что независимо от времени и обстоятельств любимое дело может приносить прибыль. Не факт, что люди, о которых мы сегодня расскажем, когда–нибудь открывали эту книгу. Но наверняка мыслят они так же, как и ее авторы. И, несмотря на отсутствие опыта и стартового капитала, все–таки начинают с нуля.
В дорогу
Гомельчанин Алексей Иванчиков, инженер электронной техники по образованию, не раз подвозил голосующих на дороге людей. Брать с собой попутчика оказывалось выгодным: можно и на бензине сэкономить, да и ехать нескучно. К слову, совместные ежедневные попутные поездки на автомобиле очень развиты в США и Европе. Это явление называется «карпул». Подвозя друг друга, люди экономят на бензине, общаются, свободнее себя чувствуют, потому что нет необходимости трястись в общественном транспорте. Но, как ни странно, до сих пор и там не найден эффективный способ поиска попутчиков. Например, как узнать его на остановке среди других людей? Не станешь же останавливаться и спрашивать?
В 2008 году Алексею пришла в голову идея: почему бы не искать попутчиков через... мобильный сервис. Нужно срочно куда–то уехать, а общественного транспорта как назло нет? Вовсе не обязательно часами стоять на обочине. Один звонок — и через несколько минут тебя уже забирают с оговоренного места.
Сначала Алексей запатентовал свое «детище». Потом принялся искать инвесторов. Пришлось постучаться не в одну дверь, пока наконец не улыбнулась удача на Минском стартап уикенде. Это мероприятие, на котором начинающие предприниматели могут познакомить более опытных коллег со своими идеями, получить полезные советы и даже найти инвестора.
— Там мы познакомились с Егором Ветром. Бизнес этого человека связан с мобильными сервисами, к тому же он сам сторонник карпула. Можно сказать, мне повезло с компаньоном, — улыбается Алексей.
Сейчас начинающий предприниматель уже привлек специалистов, которые разрабатывают программное обеспечение, занимаются международной перепиской, консультируют по вопросам инвестирования. А сам Алексей советует другим новичкам действовать, ведь главное — вера в успех.
Не бойся, но проси
Со стороны все кажется неимоверно простым. Но скептики первым делом задаются вопросом: а деньги–то где брать? Откуда у студента или даже молодого специалиста первоначальный капитал? Ведь должна же быть какая–то сумма для старта. Или все зиждется на одном лишь энтузиазме?
— На самом деле не обязательно обладать большим первоначальным капиталом, чтобы начать свое дело! — уже год раскручивает небольшой бизнес минчанин Сергей Черник. — Мы с единомышленниками вообще были студентами, когда придумали сайт, через который люди могли бы заказывать продукты из гипермаркетов с доставкой на дом. Из своего кармана заплатили за домен, потом нужно было купить кое–какую технику: фотоаппарат, например, чтобы постепенно создавать каталог продукции, которую доставляем. Вот, в принципе, и все. Работаем. Не скажу, что это приносит колоссальный доход, но старт есть. Что будет дальше — зависит от условий и нашего желания.
С Сергеем полностью согласна Марина Пашкевич, которой пришла в голову идея создать книжный магазин, где можно было бы почитать за чашечкой кофе, купить понравившуюся книгу и даже встретиться с любимым автором. Пока, правда, «Кофебук» существует лишь на бумаге: Марина и ее бизнес–партнер Антонина Ясницкая уже было присмотрели помещение, достали из закромов кое–какие сбережения, но с открытием решили повременить. Положение на рынке сложное, стоит ли бросаться с головой в бизнес зеленому новичку?
А вот председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин убежден: начинающим не нужно бояться пробовать и просить помощи. Например, буквально на днях в стране расширился перечень направлений, на которые предприниматели, реализующие инвестиционные или бизнес–проекты, могут получить господдержку.
— Это касается и новичков в бизнесе, — подчеркивает Владимир Николаевич. — Но тех, у кого уже есть какие–то наработки, проекты, бизнес–планы. Если нет денег, то, например, на строительство, покупку помещений, их ремонт и реконструкцию, приобретение транспорта их можно взять у государства. Причем не только в банке, но и в райисполкомах, местных администрациях. Кроме того, под бизнес–проекты можно получить в банках микрокредит и гарантии под него. В общем, молодым нужно дерзать, не бояться, нам сейчас очень важно вырастить класс активных предпринимателей–собственников.
В общем, во все времена так было: хочешь затеять собственный проект — просчитай все до мелочей. Может оказаться, что даже для начала денег не очень–то хватает. С другой стороны, так ли важно, чтобы бизнес сразу крепко стоял на ногах? Ведь и Коко Шанель, прежде чем перевернуть своей фантазией индустрию моды, шила шляпки для богатых дам...
Дерзать не вредно«Идея так и останется просто идеей, пока вы не начнете что–нибудь делать», — писали в своем бестселлере «Rework: Бизнес без предрассудков» успешные...