Дорога следователя. 21.by

Дорога следователя

25.06.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Молодой гомельчанин Александр Цыганок после окончания юрфака местного университета уехал работать в районную прокуратуру за сотни километров от родного города. И потом никогда не пожалел об этом.

Становление

Этот худощавый скромный выпускник юрфака Гомельского государственного университета оказался на удивление настойчивым. Раз за разом Александр Цыганок допытывался у руководителей факультета: поступали или нет запросы из органов прокуратуры о направлении им на работу выпускников юрфака 1999 года? И добился-таки, что его распределили именно в прокуратуру.

Старший помощник по кадрам Гомельской областной прокуратуры Олег Бастриков молодого специалиста, мечтавшего стать следователем, спустил с небес на землю. В Гомеле — родном городе Александра — вакансий не было. Освобождалось только место в далеком Петрикове. Олег Александрович предложил выпускнику подумать над такой перспективой. А. Цыганок посоветовался с родными, и сообща решили: коль без таких испытаний не обойтись, чтобы реализовать свою мечту, — значит, надо ехать за двести километров от Гомеля в Петриков.

В прокуратуре Петриковского района Александр Цыганок начал трудиться в качестве стажера следователя. Конкретного наставника-следователя не было, так что приходилось до всего доходить своим умом, спрашивать совета у опытных коллег. Александр откровенно признается, что когда принял к своему производству первое уголовное дело, то просто не знал, как его расследовать. Чуть позже молодому специалисту передали дело об убийстве с особой жестокостью. Эти два уголовных дела стали настоящим испытанием на профпригодность для начинающего следователя. Цыганок выдержал его с честью. Главным его помощником и советчиком стал прокурор района Александр Маринич. Александр Арсеньевич в свое время, до того, как стать прокурором, был неплохим следователем. Он щедро делился с учеником своими знаниями и секретами. Во многом благодаря этой науке первые шаги в профессии следователя у Александра Цыганка оказались продуктивными.

Дальше он совершенствовал свое профессиональное мастерство в прокуратуре Ветковского района. А в сентябре 2002 года Александра Цыганка перевели на работу в прокуратуру Железнодорожного района г. Гомеля, которой руководил прокурор Леонид Лашкин. Леонид Иванович приложил немало усилий для того, чтобы перспективный работник и дальше смог раскрывать свой талант следователя. Не прошло и двух полных лет, как А. Цыганка вполне закономерно назначили на должность следователя по важнейшим делам областной прокуратуры.

Как изобличали морозовскую банду

Старший следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры старший советник юстиции Геннадий Трубочкин, возглавлявший следственную группу, расследующую это громкое уголовное дело, доверял молодому коллеге А. Цыганку. Поэтому Александр расследовал наиболее сложные эпизоды криминальной деятельности банды Сергея Морозова.

Так, он устанавливал и документально закреплял, как обошлись преступники с Натальей Кулешовой. С. Морозов со своими сообщниками О. Николаевым и В. Кушнеровым в дневное время возле дома № 25 на ул. Н. Дворникова в г. Гомеле с применением насилия, против ее воли, на виду у знакомых посадили Кулешову в автомашину и увезли в специально подобранное для такого случая место. Последние часы своей жизни Наталья провела в чудовищных мучениях. Все завершилось тем, что бандиты убили Н. Кулешову, отрубили ей голову и кисти рук. Туловище утопили в карьере, а голову и кисти рук закопали недалеко от «сельмашевского» кладбища.

29 апреля 1995 года в первом часу ночи во дворе дома № 5 по ул. Богданова в г. Гомеле С. Морозов, у которого и до этого руки были в крови, на замечание сотрудника милиции Сергея Сильченкова ответил со свойственной ему решительностью. Выхватил из своей одежды пистолет чешского производства 9-миллиметрового калибра и тремя выстрелами в упор убил милиционера. После чего с места происшествия скрылся и спрятался в квартире, где проживал вместе со своей матерью участник банды О. Николаев.

Естественно, трижды до этого судимый главарь банды прекрасно понимал, какие последствия могут наступить, если правоохранителям станут известны обстоятельства убийства сотрудника милиции С. Сильченкова. Поэтому он решил пустить их по ложному следу. Для этого участники банды по указанию С. Морозова на стадионе СШ № 45 г. Гомеля ранее судимого О. Гуркина ввели в состояние сильного алкогольного опьянения и, использовав его беспомощное состояние, подбросили пистолет, из которого Морозов застрелил Сильченкова. От алкогольного отравления, наступившего вследствие употребления большого количества спиртного, Гуркин скончался. А после смерти подозрение в убийстве милиционера пало на умершего, как того и добивался С. Морозов.

Александр Цыганок и его коллеги установили и доказали эти и другие эпизоды преступной деятельности банды Морозова, в том числе и убийство семьи Осипенко. Уголовное дело было направлено в суд. Беспощадные преступники получили суровое наказание.

…И медаль за расследование громкого дела

Хорошо зарекомендовавший себя при расследовании резонансных преступлений А. Цыганок в феврале 2007 года был назначен следователем по особо важным делам Генеральной прокуратуры. Ему стали доверять самые сложные и ответственные уголовные дела, назначили руководителем следственной группы, расследовавшей криминальные головоломки Бориса Скрипченко и его подручных. Для этого пришлось расследовать два уголовных дела. В одном фигурировало 14 обвиняемых, во втором — 11. Первое дело, для расследования которого Александру Цыганку и его коллегам потребовалось полтора года, состояло из 67, второе — из 44 томов.

Казалось бы, чего не хватало в этой жизни Борису Скрипченко?! Будучи армейским офицером, он в сравнительно молодом возрасте получил звание полковника. Но командования подчиненными по службе, потом в УНР-74 и, наконец, должности президента компании «ЗАО «БелСтрой» в г. Москве ему было недостаточно. Потому в январе 1996 года он вошел в банду, действовавшую еще с октября 1994 года. Преступный авторитет в свое время создавал ее в Бобруйске с целью занятия совместной с сообщниками противоправной деятельностью, нападения на организации и отдельных граждан, получения преступных доходов. Б. Скрипченко, получивший кличку Генерал, вначале руководил бандой совместно с первым ее главарем, а с августа 1999 года — единолично.

На вооружении и в распоряжении банды имелось много незаконно приобретенного огнестрельного оружия и бое­припасов. Ее преступные действия, как правило, носили заранее спланированный и согласованный характер. Главное слово всегда оставалось за Генералом.

Отдельные участники банды порой попадали в места, которые принято называть не столь отдаленными. После отбытия наказания за совершенные преступления они, как правило, возобновляли преступную деятельность под началом решительного и дальновидного Генерала. Ведь на средства, полученные в результате преступной деятельности, им приобретались автомашины и квартиры. У участников банды, а также у самого Скрипченко с 1995 года был единый атрибут: выполненные в одном стиле золотые печатки, символизирующие не только богатство, но и принадлежность к одному коллективу.

Действуя более семи лет на территории Беларуси, участники банды совершили немало вызывающих преступлений. Вот некоторые из них.

В ночь с 21-го на 22 сентября 1996 года члены банды и сообщники, в нее не входившие, совместно и согласованно под руководством Скрипченко, в соответствии с разработанным планом, на личном автотранспорте прибыли к складам Бобруйского консервного завода. Проникли через ограждение в хранилище и еще раз убедились, что там находится немало ящиков водки. Когда к месту преступления подрулил КамАЗ, одна группа вывела на время из строя одного сторожа, а вторая — другого. Но тут возникли непредвиденные обстоятельства. Пришлось прекратить преступные действия и скрываться с места преступления.

Правда, Скрипченко после этого не угомонился. Cо склада войсковой части 32543 преступники умыкнули более сотни автомобильных шин на общую сумму 16,3 миллиона рублей. Дальше — больше. Дошло дело и до особо тяжких преступлений. Скрипченко по причине личных неприязненных отношений совершил действия по организации умышленного противоправного лишения жизни (убийства) коллеги по преступному ремеслу Сергея М. При этом Генерал определил дату, время, место, способ совершения убийства, после чего склонил за материальное вознаграждение к участию в этом преступлении троих сообщников. Скрипченко под надуманным предлогом договорился с Сергеем М. о встрече на даче. Все было, как говорится, на мази. Уже и оружие вручили исполнителям. Однако телефонные переговоры кандидата на тот свет помешали реализовать преступный умысел, в связи с чем Б. Скрипченко, С. Беркутов и А. Казак вынуждены были временно прекратить свои преступные действия. Новая попытка устранения Сергея М. также не принесла запланированного результата.

И опять же по причине личных неприязненных отношений (конкретно — из ревности: не поделили любовницу) Генерал организовал убийство по найму Бориса Усояна. Благодаря солидному материальному вознаграждению он опять воспользовался услугами С. Беркутова и А. Казака. Втроем разработали план, распределили роли, определили способ и возможные места совершения преступления.

Вечером 6 июня 2007 года, действуя согласованно, сообщники установили местонахождение Усояна. После этого, согласно распределенным ролям, в подъезде дома 24 по проспекту Строителей в г. Бобруйске Сергей Беркутов с автоматическим пистолетом «беретта» (два таких пистолета с глушителями Генерал передал через Казака для осуществления кровавого плана) дождался того, кого заказали. Он дважды выстрелил в Усояна, не оставив ему шанса выжить…

Белорусский военный суд в составе председательствующего подполковника юстиции И. Рутковского, народных заседателей майоров В. Чимбы и С. Вашкевича в минувшем году рассмотрел первое уголовное дело, по которому Генерал и его подручные обвинялись в дюжине преступлений. Путем частичного сложения назначенных наказаний Б. Скрипченко получил 21 год лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии в условиях усиленного режима с конфискацией всего имущества, с лишением воинского звания «полковник запаса». А. Казак будет отбывать 14, а С. Беркутов — 18 лет неволи в таких же некомфортных условиях усиленного режима, они также распрощались с неправедно нажитым имуществом. То, что заслужили, получили и многочисленные фигуранты как этого, так и другого уголовного дела, которые расследовали пять следователей под руководством Александра Цыганка. При этом судьи отметили профессионально грамотное оформление этих дел, выверенность каждого вывода. А те, кто работал в этой следственной группе, в беседе с журналистом подчеркнули умение их руководителя планировать и направлять объемную многоэпизодную работу, его человечность, понимание нужд и забот коллег.

Высокопрофессиональная работа Александра Цыганка (ныне он работает помощником заместителя Генерального прокурора — начальника следственного управления Генеральной прокуратуры) оценена и на государственном уровне. Указом Президента от 3 июня этого года № 226 за высокий профессионализм и многолетний плодотворный труд Александр Александрович награжден медалью «За трудовые заслуги».

На снимке: советник юстиции Александр ЦЫГАНОК.

Фото: Андрей ЯКИМОВ

 
Теги: Гомель
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Следователь Цыганок: От банды Морозова до банды Скрипченко
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика