Купалье. Древнейший и необыкновенно красивый праздник в честь солнца, огня, воды, плодородия и расцвета всей земли. Обычно место (а это чаще всего высокий берег реки или озера, поляна в лесу), где собирались на «святкаванне», заранее огораживалось кольями, обсаживалось небольшими деревцами — молодыми березками и кленами. Молодежь и подростки собирали со всей деревни старые вещи, засохший уже к этому времени троицкий «май» — березовые и кленовые ветки — для купальского костра. Часто туда шли еще и засохшие ветки дуба — символического дерева Перуна. Огонь разводили непременно живой — трением дощечек. Загодя в складчину готовилось и угощение, кстати, «верашчака» — единственное из всех купальских «прысмакаў», куда входили сало и мясо, а также обязательно лук и чеснок — своеобразные растительные обереги с резким запахом. К месту «святкавання» шли с песнями, музыкой — скрипка, гармоник, бубен, разные трещотки из дерева и дуда (которую теперь редко где встретишь, разве что случайно отыщешь где–нибудь на «гарышчы» у столетней бабульки). Шум и песни на Купалье считались необходимыми, ведь это еще и время разгула всякой нечисти, а ее отгоняют гомон, смех и веселье.
К Купалью плели необыкновенно красивые гирлянды, причем в каждом регионе и даже в каждой деревне существует свой любимый набор, но почти всегда это рута, василек, солодка, «браткi», иван–да–марья, клевер, луговая гвоздика, колокольчики, ромашки и папоротник. По венкам, брошенным в воду, девушки загадывали о замужестве и о жизни вообще. Зрелище потрясающе красивое: огни, вода и цветы... По поверьям, в Купальскую ночь цветы и травы разговаривают между собой, деревья переходят с места на место, а реки и озера светятся необыкновенным светом.
Пылающее «купальскае вогнiшча» завораживает. Во многих местах Беларуси зажигают еще и поднятое на высокий шест просмоленное колесо — символ солнца. Считали, что пламя купальского огня обладает особой очистительной силой, прогоняет прочь всякую нечисть, зло, болезни и даже смерть. Все, кто мог, перепрыгивали через купальский костер, чтобы очиститься от всего недоброго. Маленькие дети складывали имитацию из пучков крапивы и прыгали через нее — ведь крапива жжет, почти как огонь.
В полночь на Ивана Купалу шли искать волшебную «папараць–кветку», которая цветет только раз в году. Тот, кто найдет и сорвет ее, будет понимать язык зверей, птиц, растений и всего живого, уметь видеть земные богатства под землей, клады и спрятанные сокровища, ему сулят необыкновенное здоровье, удачу и благополучие.
Под утро все отправлялись купаться, но в некоторых местах существовал запрет (например, на Сморгонщине) — чтобы не замутить воду в день рождества Иоанна Крестителя. А потом шли смотреть восход солнца: именно на Ивана Купалу оно играет, переливаясь разными цветами, сыплет золотом и серебром, расходится на несколько кругов, а затем снова сходится.
По рассказам старожилов, в этот день в Минске всем, кого звали Иваном, Иванной или Яниной, в лавках, магазинах, корчмах и даже ресторанах делались скидки и преподносились небольшие подарки. Город украшался цветами и гирляндами.
Очень внимательно следят за погодой. Дождь в этот день — очень плохой знак: потом с неба может лить как из ведра на протяжении целых семи недель, а то и до самой середины сентября.