Чернигов, нынешний областной центр Украины, — из городов, издревле соседствующих с белорусскими землями. Первое упоминание о городе относится к 907 году. Некогда поселение принадлежало литовским князьям. В результате войны 1501 — 1503 годов между Великим княжеством Литовским и Великим княжеством Московским Чернигов отошел к Московскому государству. Пограничный город был существенно укреплен. На выступающем к реке Десна возвышенном мысе — валу — были возведены высокие башни и стены. Внутри укрепления разместились храмы, жилые здания, пороховые и провиантские склады. Город сумел выдержать нападения войск ВКЛ и Речи Посполитой в 1506, 1534, 1563 и 1579 годах. Можно только догадываться, каких сил и самопожертвования это потребовало от горожан.
Исторические связи, некогда общие геополитические интересы давно сформировали, упрочили сопричастность древней Черниговщины не только с близкой Гомельщиной, но и со всей Беларусью. В древних городах славянских земель туристов всегда привлекают памятники православного зодчества. Приехав в Чернигов, не пожалейте времени на осмотр Спасо–Преображенского собора, Троицко–Ильинского монастыря, Успенского собора Елецкого монастыря, сооруженных еще в XI веке. Из века следующего, XII, — Борисо–Глебская церковь. Культовые здания — часть государственного архитектурно–исторического заповедника «Чернигов древний».
На улице Коцюбинского, 3 находится литературно–мемориальный музей в честь великого украинского писателя Михаила Коцюбинского. Кстати, экскурсоводы, хранящие память о классике украинской литературы, наверное, вспомнят и то, что многие его произведения переведены на белорусский язык. А в журнале «Полымя рэвалюцыi» еще в 1926 году увидела свет статья белорусского литературоведа об авторе повести Fata morgana — «От интеллигенции — к народу». Неподалеку от Чернигова есть и поселок, названный именем писателя, — Михайло–Коцюбинское. Еще одно «писательское» селение — Коцюбинское — есть и в соседней с Черниговщиной Киевской области. Все материализованные памятки о Коцюбинском, чей жизненный путь закончился в 1913 году, из советского времени. Наверное, как никакой другой дореволюционный писатель, он органично вписывался в новую политическую ситуацию. Дружил с Максимом Горьким. Даже Владимир Ильич Ленин выдал Коцюбинскому свою характеристику, назвав его писателем, наиболее близким к большевикам. Большинство произведений Михаила Михайловича — о крестьянах, сражающихся с угнетателями, о рабочем классе, готовящемся к революционному натиску. Декадентам — «мародерам революции» в искусстве — досталось от писателя–демократа: в повести Intermezzo любителям прекрасного он всыпал на всю силу своего таланта...
А дальше совершите небольшую экскурсию по городским улицам. Одну из тем экскурсий можно обозначить так: «Адреса белорусской культуры в Чернигове». Ведь с городом связаны судьбы многих людей, не чужих и Беларуси. Долгие годы областное отделение Союза писателей Украины возглавлял замечательный поэт Станислав Репьях. Именно он много сделал для того, чтобы познакомить украинского читателя с произведениями белорусских поэтов. Перевел книгу стихотворений Алексея Пысина, многие произведения Якуба Коласа, Максима Богдановича, Максима Танка, Анатолия Гречаникова, Миколы Кусенкова, Евгении Янищиц, Василя Зуенка. С Черниговом и черниговским краем связана судьба Софьи Федоровны Русовой, которую до недавнего времени называли «деятелем буржуазно–националистического направления». Еще в 1909 г. в санкт–петербургском журнале «Познание России» она выступила со статьей «Возрождение белорусской литературы», где проанализировала произведения Ф.Богушевича, Я.Лучины, Я.Купалы, Я.Коласа, полностью процитировала стихотворение Я.Купалы «А хто там iдзе?»...
В Чернигове я посоветовал бы заглянуть и в исторический музей имени В.Тарновского. Его история берет свое начало от музея Черниговской архивной комиссии, созданной в 1896 году, и Музея украинских древностей В.Тарновского, открытого еще в 1902 году. Примечателен такой факт: в музее находится 263 книжных издания XVI — XVIII веков. Из них — 2 экземпляра Библии 1581 года. Это первая полная печатная славянская Библия, выпущенная Иваном Федоровым в Остроге, на Волынщине.
А взять, к примеру, литературные артефакты, объединяющие Черниговщину с Беларусью. Примеров не счесть. В начале XX века в Новгород–Северском окончил местное городское училище один из первых будущих академиков АН Беларуси литературовед, прозаик Язеп Лесик. Затем он учительствовал в Новгород–Северском уезде на Черниговщине. В 1905 году был арестован за чтение крестьянам газет и те комментарии, которые он давал политическим событиям. Должны были учителя судить, увезли в Стародуб, но он убежал из–под стражи. В 1911 г. Лесик снова приехал в Новгород–Северский, где и был арестован в очередной раз. На Черниговщине в соединении знаменитого Юрия Збанацкого партизанил в Великую Отечественную белорусский поэт и прозаик Рыгор Нехай. Кстати, к одному из юбилеев своего товарища по оружию Герой Советского Союза партизанский комбриг и писатель Юрий Збанацкий откликнулся статьей в «Советской Белоруссии», которую назвал достаточно образно — «Его великий океан». Юрий Олиферович с рассказами о партизанских сражениях начал выступать в периодике еще в 1944 году. А первая его повесть называется «Тайна Соколиного бора». Многие произведения Рыгора Нехая, который, кстати, в украинском партизанском соединении служил в разведке, — также о боевых рейдах по Черниговщине, Киевщине. Наш земляк и после войны был частым гостем в Украине.
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.