Творческий человек, реализовавшийся в профессии, всегда интересен. Тем более если человек этот — красивая, умная и талантливая девушка. Татьяна Кириленко — автор и ведущая программы Terra Historica на телеканале «Могилев». Программа существует всего полтора года и уже заняла второе место в номинации «Лучший региональный проект» на национальном телеконкурсе «Телевершина–2011».
— Татьяна, у проекта несколько авторов и самостоятельных циклов: «Тени прошлого», «Магiлёўскiя таямнiцы». Плюс «Радавод», автором и ведущей которого вы являетесь, был признан лучшим. Как родилась идея сделать передачу о наших корнях, старинных обрядах? Быть может, в вашей семье их свято чтили?
— Родословную своей семьи до седьмого колена, увы, проследить не могу. Но прабабушку Хадору хорошо помню. Она учила меня мастерить кукол из лоскутков. Пела народные песни. Голос у нее был чистый, протяжный. Прабабушки давно нет, но в те дорогие моему сердцу края — Климовичский район — до сих пор приезжать люблю. Старики рассказывали, что тут, в старых хатах, живут домовые, в лесных непролазных чащах обитают лешие, в болоте — русалки. И я ребенком в это верила. Впрочем, верю и сейчас: у каждого уголка земли есть своя душа. Вот и герои моих передач в один голос утверждают, что традиции, передаваемые из поколения в поколение, способны оберегать, врачевать и тело, и душу.
— Популярный обряд белорусские Коляды хотят включить в список Юнеско. Есть и в регионах свои — уникальные, древние и еще «живые» обычаи. Вам такие встречались?
— Очень впечатлило таинство «Варваровская свеча», которое ведет историю с 1905 года. По преданию, эта свеча вот уже 105 лет оберегает жителей деревни Бастеновичи Мстиславского района. Каждый год 16 декабря 8 хранительниц собираются в той хате, где целый год гостила свеча. Хозяйка накрывает прощальный стол, и 17 декабря, в Варварин день, свеча должна перейти в дом другой хранительницы, где «проживет» до следующего праздника. Сельчанки наряжают свечку, по форме напоминающую человека, читают молитвы. Они относятся к ней, как к живому существу: разговаривают, просят помощи. Говорят, помогает.
— Сами–то в это верите?
— Я причастность к таинству ощущала кожей. Пока хранительницы молитвы читали, по моему телу мурашки бегали. И так хорошо было, спокойно, благостно... С нами в Бастеновичи несколько землячек ездили. Каждая к свечке подходила, каялась, о сокровенном просила. Через 6 недель одна из наших попутчиц позвонила. Чуть не плакала от радости: «Ребенка жду!» Забеременеть она несколько лет не могла, в Могилев и Минск к врачам ездила. Безрезультатно. А у свечки попросила — та помогла...
— Вот и родилась легенда. Теперь много будет желающих к чудо–свече припасть. А до вашего проекта о ней наверняка знали немногие.
— Как–то получилось, что ею до нас никто особо из журналистов не интересовался. А недавно этот обряд пополнил Государственный список историко–культурных ценностей Беларуси.
— Приятно сознавать, что в этом есть и ваша заслуга?
— Приятно. Но мне бы очень хотелось, чтобы передача пробуждала интерес у разных поколений, у молодежи. Стараемся так подать материал, чтобы дети поняли: прабабушкины песни, танцы, обряды — не какая–то чепуха. Это — наша история, то, чем мы можем и должны гордиться. Даже ребенок может научиться плести из лозы, вышивать...
— Думаете, нынешним детям это все интересно?
— Хочется верить. По себе сужу: лет в 19 была максималисткой, думала, что знаю уже достаточно. Теперь учусь с удовольствием. Говорят: был бы ученик, а учитель найдется. Так и со мной. Сельчане вообще очень душевные, искренние, настоящие. Они не играют на камеру, и снимать их за работой — одно удовольствие. Порой так жаль, что все не «вмещается» в одну передачу. Например, вспоминаю такой эпизод: встретились две подружки из соседних деревень, стали хлеб печь, рецептами хвалиться. Одна обмолвилась, что их предки в старину в тесто гарбузы добавляли. Другая как скривится: «Шо ты мелешь, якiя гарбузы! Тьфу!», и отсела от подружки. Через минуту уже опять вместе тесто месили, одна другую нахваливали.
— А старинными рецептами они делятся или в секрете держат?
— Главный рецепт — бережно относиться к хлебу. Они тесто замешивают с любовью, молитвами. Как–то, затеяв дома пироги, за собой заметила, что работаю уже не механически. Объясняла тесту, что сынишку хочу порадовать.