Юридический практикум. 21.by

Юридический практикум

12.08.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На ваши вопросы отвечает заместитель начальника юридического отдела Белкоопсоюза Наталья ШНИГИР

------------------------------------------

К сверхурочным работам не привлекаются

Имеет ли право наниматель привлекать меня к сверхурочным работам, если я имею ребенка в возрасте 2 лет.

Каверина Л.М., г. Верхнедвинск

Согласно законодательству, привлечение к сверхурочным работам допускается только с согласия работника.

Исключением из этого правила являются случаи, установленные в статье 121 Трудового кодекса. Перечень таких случаев является исчерпывающим и связан он с выполнением работ в чрезвычайных ситуациях (при авариях, стихийных бедствиях и т.д.). Кроме того, случаи привлечения к сверхурочным работам без согласия работников могут быть установлены и коллективным договором.

Женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов — до восемнадцати лет), могут привлекаться к сверхурочным работам, но только с их согласия.

Законодательством не определено, в какой форме (письменной или устной) работник выражает свое согласие. Как правило, требуется письменное согласие работника, поскольку при наличии спора только письменное согласие может явиться тем доказательством, которое повлияет на его разрешение.

Статьей 120 Трудового кодекса установлены категории работников, которые не могут привлекаться к сверхурочным работам. К таким лицам относятся: беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, работники моложе восемнадцати лет, работники, обучающиеся в вечерних школах и учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, в дни занятий, освобожденные от сверхурочных работ в соответствии с медицинским заключением, другие категории работников в соответствии с законодательством. Таким образом, при наличии у вас двухлетнего ребенка наниматель не имеет права привлекать вас к сверхурочным работам

--------------------------------------------

С учетом деловых качеств…

Можно ли назначить продавца, не имеющего высшего (среднего специального) образования, на должность заведующего магазином?

Лавшук М.И., Славгородский район

Тарифно-квалификационной характеристикой должности «директор (заведующий) предприятия торговли (оптовой, розничной)» (в т.ч. заведующий магазином) предусмотрено требование наличия у работника высшего профессионального образования без предъявления требований к стажу работы или среднего специального образования и стажа работы в торговле на руководящих должностях не менее 5 лет.

Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке.

Однако из общего правила имеется исключение. В соответствии с Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 32, в порядке исключения, нанимателю предоставлено право назначать на должности руководителей лиц, не имеющих образования и стажа работы, предусмотренных квалификационными требованиями по соответствующей должности с учетом деловых и профессиональных знаний, умений и навыков работника, наличия опыта работы по соответствующему направлению деятельности, инициативного и творческого отношения к работе и других факторов.

С учетом изложенного наниматель может назначить продавца, не имеющего высшего или среднего специального образования, на должность заведующего магазином.

--------------------------------------------

Контракт заключать нецелесообразно

При трудоустройстве на период отпуска основного работника по уходу за ребенком наниматель отказался за­ключать со мной контракт, предложив заключить срочный трудовой договор. Основная работница намерена использовать социальный отпуск полностью до достижения ребенком 3 лет. Прав ли наниматель?

Кононкова Н.И., г. Слоним

Согласно законодательству контракт заключается сроком не менее года и не более 5 лет.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет предоставляется по письменному заявлению матери и может быть использован ею полностью или по частям любой продолжительности . Если основная работница обязуется не выходить на работу до достижения ребенком трех лет и использовать социальный отпуск полностью, то такое ее обязательство юридической силы не имеет, поскольку законодательство позволяет работнице прервать такой отпуск в любое время, а наниматель будет обязан оформить ее досрочный выход на работу. Поэтому заключение контракта может привести к тому, что при выходе на работу основного работника, второго работника по окончанию срока договора уволить будет невозможно, поскольку не истек срок контракта.

В рассматриваемой ситуации целесообразно заключать не контракт, а срочный трудовой договор на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Трудового кодекса. Днем окончания срока такого договора будет являться день, предшествующий дню выхода основного работника на работу.

--------------------------------------------

Необходимо предоставить другой день отдыха

Водитель и товаровед организации потребкооперации направлены в командировку в пятницу на два дня. Суббота является для них выходным днем. Каким образом необходимо компенсировать нахождение в командировке в субботу?

Мелешко А.Ю., г. Минск

В соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Республики Беларусь на работников, находящихся в служебной командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха, установленный по месту служебной командировки, но средний заработок сохраняется за все рабочие дни недели по графику постоянного места работы.

Согласно статье 137 Трудового кодекса, если работник специально командирован для выполнения работы в свой выходной день, то по возвращении из служебной командировки работнику предоставляется другой день отдыха.

Таким образом, в случае если в организации потребкооперации установлена пятидневная рабочая неделя с выходным днем в субботу, то командированному работнику оплата труда за субботу не производится, а по возвращении из командировки по договоренности с нанимателем предоставляется другой день отдыха.

Конкретную дату предоставления работнику другого дня отдыха наниматель может указать в приказе о направлении в служебную командировку. Оплата труда работника за указанный день отдыха производится как за отработанный день в одинарном размере.

--------------------------------------------

Стоимость питания возмещается

Подлежит ли возмещению работнику стоимость питания, включенная в цену железнодорожных билетов в поездах международного сообщения при командировании за границу?

Миронович С.Б., г. Рогачев

В соответствии с законодательством, действовавшим до 1 сентября 2010 года, стоимость питания, включенная в цену железнодорожных билетов, не подлежала возмещению работнику при командировании за пределы Республики Беларусь. Такая норма содержалась в Положении о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу, утвержденном постановлением Минтруда Республики Беларусь от 14.04.2000 № 55.

В настоящее время, согласно подпункту 11.1.1 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.07.2010 № 115, командированному работнику при проезде железнодорожным транспортом возмещаются стоимость пользования комплектом спальных принадлежностей, стоимость бронирования железнодорожных билетов, а также стоимость набора питания, выдаваемого в поездах международного сообщения, включенная в цену железнодорожного билета. На основании данной нормы стоимость набора питания, выдаваемого в поездах международного сообщения, включенная в цену железнодорожного билета, подлежит возмещению работнику.

--------------------------------------------

Смену можно удлинить

Можно ли установить продолжительность смены 24 часа контролерам на контрольно-пропускном пункте, в функ­ции которых входят контроль за пожарной и охранной сигнализацией, проверка документов, пропуск на территорию транспорта?

Пыталь О.И., Житковичский район

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2008 № 104 «О продолжительности смены свыше 12 часов для отдельных категорий работников», для работников, осуществляющих обеспечение пожарной безопасности и (или) охрану объекта, наниматель имеет право (но не обязан) устанавливать продолжительность смены свыше 12 часов, но не более 24 часов.

При этом наниматель, устанавливая продолжительность смены свыше 12 часов и до 24 часов включительно, должен обуславливать ее продолжительность исключительными случаями при невозможности установления определенным категориям работников других режимов работы с учетом экономической целесообразности, специфики работы и других причин.

Поскольку трудовая функция контролеров на контрольно-пропускном пункте, а также тарифно-квалификационная характеристика данной профессии предусматривают обеспечение пожарной безопасности и охраны объекта, наниматель вправе установить для таких работников продолжительность смены свыше 12 часов, но не более 24 часов.

--------------------------------------------

Если характер работы временный…

Кто считается временным работником? Какие особенности необходимо учитывать при заключении трудового договора с данной категорией работников?

Матулис Т.М., г. Глубокое

Временными признаются работники, принятые на работу на срок до 2 месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (должность), — до 4 месяцев.

Трудовой договор с временными работниками должен содержать те же сведения и условия, что и трудовой договор, заключаемый с другими категориями работников. Однако помимо условий, предусмотренных статьей 19 Трудового кодекса, в трудовом договоре с временным работником должно быть условие о временном характере работы. Предварительное испытание данной категории работников не устанавливается.

Трудовые отношения с временными работниками регулируются законодательством о труде с изъятиями, установленными главой 23 Трудового кодекса, содержащей нормы, касающиеся заключения, расторжения трудового договора, выплаты выходного пособия, режима труда и отдыха и др.

Временные работники, заключившие трудовой договор на срок не свыше 6 дней, могут быть привлечены к работе в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в выходные дни без их согласия (ст.297 Трудового кодекса). Что же касается временных работников, принятых на работу на срок свыше 6 дней, то их привлечение к работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни осуществляется в общеустановленном порядке.

Учитывая краткосрочность трудовых отношений, временные работники имеют право расторгнуть трудовой договор, письменно предупредив об этом нанимателя за 3 дня независимо от уважительности причин (ст.294 Трудового кодекса).

Выплата выходного пособия временным работникам предусмотрена только в 2 случаях:

— при увольнении в связи с приостановкой работы у нанимателя на срок более одной недели по причинам производственного характера, а также сокращения объема работы — в размере недельного среднего заработка;

— при увольнении в связи с призывом на военную службу — в размере 2-недельного среднего заработка.

Временному работнику (в отличие от других категорий работников), восстановленному на работе, выплачивается по решению органа по рассмотрению трудовых споров средний заработок за время вынужденного прогула со дня увольнения до восстановления на работе или окончания срока работы по трудовому договору, но не более чем за 3 месяца (ст.296 Трудового кодекса).

Временному работнику, незаконно переведенному на другую работу, выплачивается средний заработок за время вынужденного прогула или разница в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, но также не более чем за 3 месяца.

Законодательством также предусмотрены случаи, когда трудовой договор с временным работником считается продолженным на неопределенный срок:

— если временный работник проработал свыше сроков, указанных в части первой ст.292 Трудового кодекса (2 или 4 месяца соответственно), и ни одна из сторон не потребовала прекращения трудовых отношений;

— когда уволенный временный работник вновь принят на работу к тому же нанимателю после перерыва, не превышающего одной недели, если срок его работы до и после перерыва в общей сложности соответственно превышает 2 или 4 месяца.

Если же уволенный временный работник был принят на работу к тому же нанимателю, например по истечении 3 дней, но для выполнения другой временной работы, то трудовой договор, заключенный с ним, не может считаться продолженным на неопределенный срок.

В вышеуказанных ситуациях временные работники не считаются временными со дня заключения трудового договора.

Если наниматель отказывается признать трудовой договор продолженным на неопределенный срок в вышеуказанных случаях, то данный отказ может быть обжалован в суде.

--------------------------------------------

Нормы труда установит наниматель

Каким образом необходимо определять объем убираемой площади для уборщиков служебных помещений? Какими нормативными документами следует руководствоваться?

Колесник М.С., г. Щучин

В соответствии со статьей 87 Трудового кодекса, установление, замена и пересмотр норм труда производятся нанимателем с участием профсоюзов.

К нормам труда, согласно статье 86 Трудового кодекса, относятся нормы выработки, нормы времени, обслуживания, численности, нормированные задания. Указанные нормы труда устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда, а для отдельных категорий работников — также с учетом физио­логических и половозрастных факторов.

Нормы труда для организаций и учреждений в централизованном порядке не установлены.

С учетом этого вопросы определения площади убираемых помещений, территорий относятся к компетенции нанимателя.

В качестве рекомендаций при расчете норм труда уборщиков служебных помещений предлагается применять нормы труда на обслуживание административных, учебных и общественных зданий, утвержденные Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Отвечает замначальника юротдела Белкоопсоюза Наталья Шнигир
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика