"Кодограммы не горят!" ГКЧП и штаб Белорусского военного округа. 21.by

"Кодограммы не горят!" ГКЧП и штаб Белорусского военного округа

19.08.2011 12:50 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

"Кодограммы не горят!" ГКЧП и штаб Белорусского военного округа

  • Сергей Крапивин, TUT.BY

Маневр должен быть прост, проводиться быстро, скрытно…
Боевой устав Сухопутных войск. Министерство обороны СССР
 
В конце ноября 1991 года меня пригласил в служебный кабинет в Доме правительства Игорь Пырх — депутат Верховного Совета от Гомельского-Пушкинского избирательного округа № 197. В то время Игорь Иванович был председателем Временной комиссии Верховного Совета Республики Беларусь по оценке деятельности членов ГКЧП и поддержавших их общественно-политических формирований, органов государственной власти и управления, должностных лиц.
 


Накануне в государственных СМИ было опубликовано заявление пресс-центра Белорусского военного округа: 

"…Общественность Беларуси должна знать, что Белорусский военный округ требования ГКЧП о привлечении армии к осуществлению режима чрезвычайного положения не выполнял.

В дни августовского путча ни одна единица боевой техники, вооруженные солдаты и офицеры не появились на улицах Минска, других городов и населенных пунктов республики. Этого и не могло быть, так как в соединения и части округа не отдавалось никаких распоряжений и указаний о поддержке режима ГКЧП.

Заявления со стороны руководства округом, одобряющие действия путчистов, не делались, телеграммы поддержки в адрес ГКЧП не направлялись.

Об этом уже сообщалось в средствах массовой информации, было доложено командующим войсками округа на заседании временной комиссии, проходившем под руководством ее председателя Пырха И.И. Здесь же было заявлено о готовности неукоснительно выполнить волю Верховного Совета Беларуси о предоставлении комиссии всех документов.

Предположения Пырха И.И., его заявления "по всей видимости", "сейчас невозможно с полной уверенностью об этом говорить…" сродни гаданию на кофейной гуще.

Доказательства, основанные на сомнительных предположениях, поверхностных оценках, по крайней мере неправомерны. Похоже, что Пырху И.И. очень хочется выдать желаемое за действительное, создать перед лицом белорусского народа образ очередного врага…"
 
Помню, как резко высказался бывший боец команды специального назначения МВД СССР "Кобальт" в Афганистане Игорь Пырх:
 
— Ситуация в Беларуси теперь складывается таким образом, что собранные комиссией материалы едва ли кому-нибудь нужны в высших эшелонах государственной власти. Мое предложение к вам как к журналисту, который пишет на военно-исторические темы, состоит в следующем. Вот папки, где собраны подлинники документов или их заверенные копии: шифротелеграммы и кодограммы, которые в дни августовского путча циркулировали в штабе Белорусского военного округа и подчиненных ему структурах. Уверен, что пройдут годы и начнется мемуарная путаница и "забывчивость". Но, как говорится, рукописи (а в данном случае кодограммы) не горят! Поэтому предлагаю сделать для истории выписки из документов в их хронологической последовательности. 
 
Что я и сделал… 
 
ВХОДЯЩАЯ ШИФРОГРАММА № 2757. Из Генерального штаба. Категория срочности "Ракета". Поступила в штаб БВО 19 августа 1991 г. в 9 часов 33 минуты (Эта циркулярная шифротелеграмма маршала Дмитрия Язова, направленная на военное обеспечение действий ГКЧП на просторах СССР, широко цитировалась в СМИ. Поэтому сегодня приводим лишь некоторые характерные фрагменты. — С.К.
 
"В связи с обострившейся внутриполитической обстановкой в стране приказываю:
 
…Соединения, части и учреждения всех видов Вооруженных Сил СССР привести в боевую готовность повышенную… Военно-политическим органам постоянно вести разъяснительную работу среди военнослужащих и местного населения… Постоянно ОТСЛЕЖИВАТЬ обстановку в районах ответственности и принимать безотлагательные меры по наведению должного порядка. Организовать взаимодействие СО ЗДОРОВЫМИ силами местных органов власти…
 
Командующий войсками БВО Анатолий Костенко незамедлительно наложил на эту шифротелеграмму следующую резолюцию: 
 
"Заместителям командующего, штабу, военно-политическому управлению, начальникам управлений, служб. Командующим армиями, командирам дивизий, бригад.

1. Организовать исполнение.
2. Планы, графики — на утверждение.
3. Организовать контроль исполнения.
4. О выполнении доложить. Мероприятия (Какие? — С.К.) через штаб округа".
 
Далее на шифротелеграмме Дмитрия Язова следовали детализирующие резолюции ближайших подчиненных Анатолия Костенко. 
 
В тот же день, 19 августа, из штаба БВО один за другим были направлены приказы в части и соединения округа: 
 
"ВХОДЯЩАЯ КОДОГРАММА № 308. в/ч №… ИЗ ШТАБА БВО. СЕКРЕТНО
 
Заместителям командующего войсками округа, начальникам управлений, служб и отделов штаба округа, командующим армиями, командирам соединений и частей, начальникам и военным комендантам гарнизонов.

В связи с обострившейся внутриполитической обстановкой в стране командующий войсками округа приказал: организовать действенный контроль за личным составом… Во всех штабах организовать круглосуточное дежурство руководящего состава… Во всех гарнизонах организовать совместное патрулирование войск МВД, Советской Армии и ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ (Что это за "общественность" — новоявленные красногвардейцы?! — так и не удалось выяснить. — С.К.)… В каждом гарнизоне иметь дежурное подразделение СО ШТАТНОЙ ТЕХНИКОЙ И ВООРУЖЕНИЕМ для решения ВНЕЗАПНО возникающих задач (Каких задач? — С.К.)". 
 
Эта кодограмма была раскодирована в 15 часов 25 минут 19 августа. А через полчаса шифровальщики положили на стол командирам новый документ: 
 
"ВХОДЯЩАЯ КОДОГРАММА № 309. ИЗ ШТАБА БВО. СЕКРЕТНО

Приказываю: объединения, соединения, части и учреждения округа привести В БОЕВУЮ ГОТОВНОСТЬ ПОВЫШЕННУЮ. Руководящий состав армий, соединений и учреждений из отпусков отозвать… Руководящему составу, военно-политическим органам вести разъяснительную работу среди военнослужащих, служащих Советской Армии И МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ о необходимости консолидации всех здоровых сил… ПОСТОЯННО ОТСЛЕЖИВАТЬ ОБСТАНОВКУ В РАЙОНАХ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (Что это за районы? Кто, когда и кому их назначил? — С.К.) и принимать безотлагательные меры по наведение должного порядка"
 
Видимо, "должный порядок", намечено было наводить теми специально вооруженными подразделениями, о которых шла речь в предыдущей кодограмме. Но любопытная деталь: в последнем документе командующий округом Анатолий Костенко приказал "личное оружие офицерам на руки не выдавать". Значит — не выдавать всюду, во всех частях подряд. Не связано ли это было с появившимися фактами неподчинения отдельных офицеров приказам командующего? А такие факты были, и республиканской комиссии по расследованию деятельности ГКЧП о них стало известно… 
 
Следующие три кодограммы в войска, датированные тем же 19-м числом, подписаны уже начальником штаба Белорусского военного округа генерал-лейтенантом Павлом Козловским. (Как и положено в армии, от общих целеуказующих приказов верховного командования начался переход к конкретным мероприятиям-разработкам): 
 
"КОДОГРАММА № 310. СЕКРЕТНО

В целях упорядочения работы оперативной группы штаба округа (уже создана специальная опергруппа! — Ред.)… информацию докладывать с 19 до 20 часов и с 7 до 8 часов. В случае обострения обстановки в гарнизонах докладывать в штаб округа немедленно.
 
КОДОГРАММА № 311. СЕКРЕТНО

…В штабах соединений и частей округа организовать дежурство оперативных групп, СПОСОБНЫХ К УПРАВЛЕНИЮ в сложившейся ситуации. Работу групп организовать в специально отведенных помещениях… Категорически запретить выезд офицеров, прапорщиков и сверхсрочнослужащих за пределы гарнизонов.
 
КОДОГРАММА № 313. СЕКРЕТНО

Согласно требований министра обороны Вооруженных Сил СССР (Так в тексте. — Ред.) военным комендантом Минского гарнизона назначен первый заместитель командующего войсками округа генерал-лейтенант Кендюхов М.Г. Для выполнения возложенных на него задач (Каких? — Ред.) командующий войсками округа приказал:

1. Начальникам управлений, служб и отделов подобрать из числа заместителей начальников штабов по одному офицеру ДЛЯ АППАРАТА ВОЕННОГО КОМЕНДАНТА, способных выполнять задачи в ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ условиях, которым ПРИБЫТЬ К 9.00 20 АВГУСТА с. г. В ШТАБ В 230 КАБИНЕТ.

2. Для координации ДЕЙСТВИЙ войск Минского гарнизона и своевременного доведения задач командирам соединений и частей выделить по одному офицеру — представителя от частей, которым прибыть в Штаб округа к 9.00 20 августа с. г."
 
Не слишком ли это было похоже на создание военной хунты?.. 
 
Всякое ответственное мероприятие в Советской Армии нуждалось в должном партийно-политическом обеспечении. Поэтому в тот же день на полную мощь заработал аппарат начальника политического управления БВО генерал-лейтенанта А.Новикова: 
 
"КОДОГРАММА № 319. НЕСЕКРЕТНО

В связи со складывающейся обстановкой в стране необходимо усилить разъяснительную работу со всеми категориями военнослужащих, рабочих и служащих и членами их семей. Ее содержание должно быть направлено на оперативное РАЗЪЯСНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГКЧП, Закона СССР о чрезвычайном положении, показа стабилизирующей роли Вооруженных Сил…

Исходя из вышеуказанного, требую:

1. Систематическое информирование личного состава проводить не менее двух раз в сутки, РАЗЪЯСНЯТЬ КАЖДЫЙ ДОКУМЕНТ ГКЧП.

2. Усилить индивидуальную работу с военнослужащими, особое внимание обратить на работу с воинами, призванными из районов Прибалтики, Закавказья, Западной Украины, Молдовы.

3. Установить тесную связь с местными советскими и ПАРТИЙНЫМИ ОРГАНАМИ (КПСС), постоянно ОТСЛЕЖИВАТЬ СИТУАЦИЮ в районах дислокации соединений и частей".
 
"На местах" работа политорганов еще более конкретизировалась. Комиссия Верховного Совета Республики Беларусь получила документы, в которых содержались требования "организовать дежурства политработников", и "при необходимости произвести переназначение агитационно-пропагандистского актива", "совместно с партийными комитетами изыскать средства для приобретения газет, разъясняющих действия ГКЧП" и т. д. Но это уже детали. 
 
Более интересна входящая шифротелеграмма № 2790 начальника Генштаба М.Моисеева, которая поступила в штаб БВО в 00 часов 03 минуты 21 августа и была расшифрована спустя 17 минут. В этом циркуляре, в частности, говорилось: 
 
"В целях перекрытия каналов поступления информации и агитации, направленной против мер, принимаемых ГКЧП, учесть и при необходимости ВЗЯТЬ ПОД ОХРАНУ все объекты технических средств передачи информации независимо от их ведомственной принадлежности (телевидение, радио, звуковещательные станции, средства связи МПС, гидрометеослужбы, диспетчерские пункты метрополитена, таксопарков и другие).

Максимально использовать все средства и методы работы ПО РАЗЪЯСНЕНИЮ ПРАВИЛЬНОСТИ ПРОВОДИМЫХ ГКЧП МЕР… Постоянно поддерживать высокую степень готовности соединений, частей и подразделений к решению задач в условиях чрезвычайного положения и экстремальных ситуациях".
 
Уже было 21-е число… Но тем не менее командующий войсками Белорусского военного округа наложил на эту шифротелеграмму резолюцию: 
 
"Начальнику военно-политического управления т. Новикову А.Н., заместителям командующего; начальникам управлений и служб.
1. Подготовить и направить указания в войска.
2. Принять меры, организовать работу с личным составом по разъяснению ситуации.
Генерал-полковник А. Костенко. 21.08"
 
А через день из Москвы был дан отбой… 

За давностью лет не будем трепать фамилию одного заслуженного танкового командарма, который в Бобруйске утром 19 августа созвал совещание офицеров управления армии с привлечением командиров частей гарнизона и объявил, что тот, кто выразит недовольство постановлением ГКЧП, будет уволен "как предатель". Ну, подумаешь, представил карту, на которой город Бобруйск был разбит на специальные секторы, закрепленные за определенными частями. Ну, приказал командирам полков выделить личный состав и боевую технику для противодействия "различным беспорядкам". Ну, подумаешь, даже 22 августа выступил перед бобруйскими воинами-интернационалистами и призвал их поддержать ГКЧП. 
 
Такое в провинциальных гарнизонах приключалось со многими…. 

Кажется, у Салтыкова-Щедрина описан полицейский урядник, который говорил, что для усмирения деревенского бунта ему даже не надо туда самому выезжать — достаточно послать фуражку. Примерно так же было 19-21 августа 1991 года в Беларуси. 
 
Полученная по проводам московская "фуражка" стала в Минске символом реальной власти в дни, когда укрылись по щелям и выжидали местные "шляпы". А народ на площадях в это время искал лидеров нации.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Маневр должен быть прост, проводиться быстро, скрытно… Боевой устав Сухопутных войск. Министерство обороны СССР   В конце ноября 1991 года меня пригласил в...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика