С сегодняшнего дня действуют новые тарифы на некоторые услуги жилищно–коммунального хозяйства. На 10% повышается техобслуживание жилых домов, на 25% — плата за холодное водоснабжение, на 26% — за канализацию, на 19,6% — за пользование лифтом.
За комментариями я обратилась в Министерство жилищно–коммунального хозяйства. Мне их, конечно, обещали предоставить. Но не сразу. Сначала я должна прислать официальный запрос на имя министра. После рассмотрения и будет принято решение — комментировать или нет. Складывается ощущение, что тарифы — это страшная ведомственная тайна. К слову, и само постановление Совета Министров об их изменении было подписано еще 30 августа. Официального сообщения за этим не последовало. Документ обнаружился только в базе Национального правового портала. Секретом Полишинеля пытались сделать и предыдущее постановление Совмина, которым с 1 августа изменялись тарифы на теплоснабжение и природный газ. К чему такая скрытность? Что за ней стоит?
Напомню о важном. В прошлый четверг на совещании об актуальных вопросах социально–экономической политики Президент дал отдельное поручение Правительству проводить регулярные брифинги и информировать население о своих действиях: «Ничего в тайне держать не надо, даже если это неприятно». В тот же день проходила пресс–конференция начальника управления коммунального хозяйства и энергетики Минжилкомхоза Анатолия Шагуна. Он рассказал и про котельные, и про дрова, но не ответил ни на один вопрос, связанный с изменениями тарифов на оплату ЖКУ. Хотя очевидно, что проект постановления уже тогда был подготовлен и детали его были известны. Почему нельзя было запланировать общение с журналистами чуть позже, после принятия документа? Разъяснить нюансы, ответить на вопросы, обосновать...
Ведь ни для кого не было секретом, что тарифы изменятся. Это очевидный прогноз, основанный на объективных причинах. На газ цена растет, на импортные комплектующие тоже. В целом затраты увеличились на 30%. А население, получается, компенсирует уже только 17% их стоимости (на начало года было более 20%). Очевидно, что необходимо уходить и от перекрестного субсидирования в экономике, выравнивать баланс между оплатой услуг ЖКХ предприятиями и населением. Много подводных камней и много вопросов. Много белых пятен в этой системе. Но пока приходится констатировать, что Министерство жилищно–коммунального хозяйства является одним из самых закрытых от журналистов и граждан. При том, что оно, как говорится, на переднем крае работы с людьми. Так зачем подбрасывать своим постоянным клиентам неприятные сюрпризы? Предупрежденные заранее, они могли бы скорректировать личные бюджеты. И жировки с новыми цифрами не становились бы снегом на голову.