Белорусы не привыкли учиться всю жизнь
30.09.2011 04:04
—
Новости Общества
|
Круглый стол «»Неформальное образование в регионах Беларуси: потребности, опыт, инновации» прошел 28-го сентября в Минском международном образовательном центре имени Йоханеса Рау. Круглый стол проводился в рамках Недели неформального образования – 2011 и собрал около сорока участников – экспертов, представителей государственных и общественных организаций, занимающихся образованием взрослых, из Беларуси, Литвы, Украины, Молдовы, Узбекистана. Анализируя ситуацию в сфере неформального образования в Беларуси, консультант по организационному развитию Наталья Рябова рассказала о результатах исследования, проведенного в 2010 г., в ходе которого была предпринята попытка оценить спрос и предложение образовательных услуг в региональном контексте. Согласно результатам исследования, ряд негативных тенденций, характерных для сферы образования взрослых, в последнее десятилетие, преодолеть пока не удается: это и разрозненность сектора, и слабое межсекторальное взаимодействие, и недостаточно активное продвижение общественными организациями образовательных услуг. Кроме того, предложение образовательных программ в сфере образования взрослых по-прежнему сосредоточено, в основном, в столице, жителям регионов – особенно малых городов и сельских территорий – доступны лишь услуги по повышению квалификации, да и то явно в недостаточном объеме. Однако основной проблемой, по мнению эксперта, является несформированность в Беларуси культуры образования через всю жизнь и отсутствие запроса на образование, не связанное напрямую с повышением квалификации и приобретением навыков, которые могут повысить конкурентоспособность человека на рынке труда. Таким образом, организации и субъекты, ставящие перед сферой образования взрослых задачи повышения качества жизни, решение социальных и региональных проблем, попадают в ситуацию, когда они вынуждены формировать спрос на свои предложения, а не удовлетворять существующие запросы. Тему неформального образования как инструмента регионального развития затронул в своем докладе Дмитрий Карпиевич, председатель правления Ассоциации дополнительного образования и просвещения. По его мнению, существует необходимость в создании и развитии институциональных площадок, позволяющих системе неформального образования адекватно и гибко реагировать на потребности развития регионов. Возможность разных подходов к понимаю целей и назначения неформального образования обозначил в своем докладе методолог, руководитель Агентства гуманитарных технологий, Владимир Мацкевич. По его мнению, начинать обсуждение роли и места неформального образования в региональном развитии необходимо с вопроса, всякое ли образование способствует развитию, и обсуждать этот вопрос можно только в национальном масштабе, в контексте задач развития страны и нации. Только ориентируясь на формирование новых, инновационных образцов мышления и деятельности можно говорить о развитии, а не о ликвидации отставания в тех или иных областях. Основными проблемами, которые обсуждались в ходе заключительной дискуссии, стали взаимодействие различных субъектов в сфере неформального образования и регионального развития и актуальные вызовы, стоящие перед сферой в настоящее время. По мнению Витовта Рудника, председателя правления ОО «Центр «Третий сектор»», актуальной необходимостью для регионального развития и для Беларуси в целом на сегодняшний момент является гражданское образование, и именно развитие этого направления должно стать стратегической линией общественных организаций. Общую поддержку вызвал тезис Дали Цимбалюк, представительницы Ассоциации образования взрослых Литвы, о необходимости диалога между различными субъектами как единственном способе движения к решению существующих проблем. Развивая тему принципов, на которых такой диалог может строиться, Владимир Мацкевич отметил, что в Беларуси достаточно и идей, способных обеспечить развитие, и людей, которые могли бы их реализовывать, однако не хватает способности консолидироваться вокруг общих целей и готовности «работать над собой», то есть отказываться от устаревших представлений, способов мышления и действий в пользу более современных и адекватных ситуации и вызовов, стоящих сегодня перед беларусским гражданским обществом. Справка: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Несформированность в Беларуси культуры образования через всю жизнь и отсутствие запроса на образование являются основными проблемами образования для взрослых в...
|
|