В Минске только 39% людей с инвалидностью работают. Таковы данные социально-психологического исследования по вопросам трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, проведенного Центром системных бизнес-технологий SATIO по инициативе и при участии БМОО «Разные-Равные». Изменить ситуацию может развитие частно-государственного партнерства, отмечают авторы исследования.
Фиктивная занятость — фиктивная поддержка
Социально-психологическое исследование «Особенности трудоустройства лиц с ограниченными возможностями» проходило среди людей с инвалидностью, работодателей и сотрудников служб занятости. Исходя из его результатов, почти 75% людей с инвалидностью когда-либо работали. По данным Минтруда, в целом в Беларуси имеет работу около 18% инвалидов. Среди всех работающих респондентов треть работают по специальности, треть — не по специальности, хотя образование для этого у них есть.
Исследование выявило проблему фиктивной занятости инвалидов на предприятиях Минска, отметила директор SATIO Жанна Гринюк. Числятся на предприятиях, но не работают, 9,2% опрошенных. «Это так называемая скрытая безработица, которая не учитывается в официальной статистике», — отметила Гринюк. В ходе опроса работодатели констатировали, что им порой выгоднее «включать в число сотрудников людей с инвалидностью, но не обеспечивать их работой». Это касается в основном тех людей, которые ранее работали на предприятии и в силу каких-то причин получили инвалидность.
Начальник управления политики занятости Минтруда Николай Кохонов отметил, что предприятия, на которых люди с инвалидностью числятся, но не работают, имеют в этом материальную заинтересованность. Согласно законодательству, предприятие получает налоговые льготы, если 50% сотрудников являются инвалидами. Порой фирмы дают объявления «приму на работу инвалида», чтобы дотянуть до необходимых 50%.
С одной стороны, для инвалида это лучше, чем ничего. И все же, считает Жанна Гринюк, «люди с инвалидностью, которые трудоустроены таким образом, теряют квалификацию и возможность найти работу в будущем в другом месте». Они находятся в группе высокого риска потерять работу.
Согласно результатам опроса, именно потеря квалификации является для большинства работодателей ключевым фактором отказа в работе инвалидам. По словам директора SATIO, работодатели выражают готовность принимать людей с инвалидностью и обеспечивать им особые условия труда, но в случае неспособности инвалидами качественно выполнять работу не готовы, как они заявили в ходе опроса, «заниматься благотворительностью и устраивать людей на работу без должного опыта».
В среднем инвалиды получают около 500 тысяч рублей
У большинства работающих респондентов откровенно низкие заработные платы, отметила Гринюк. Более 50% получают не более 500 тыс. рублей. Желаемая зарплата оценивается в размере 1 млн. 260 тыс. рублей.
Согласно выводам авторов исследования, ожидания инвалидов по заработной плате зачастую выше тех реальных доходов, на которые они могут рассчитывать. «Со стороны инвалидов высказывается стереотипное суждение о том, что работодатели занижают им заработные платы, что не подтверждается позицией органов труда и нанимателями (уровень заработных плат соответствует среднему уровню работников таких специальностей на предприятии)», — говорится в резюме исследования.
Также отмечается, что ожидания инвалидов по содержанию, характеру труда и его оплате в целом не соответствуют тому уровню образования, которое имеется у большей части инвалидов (среднее или среднее специальное) и их опыту работы и квалификации. При этом среди инвалидов распространено понимание того, что именно отсутствие либо низкий уровень квалификации и опыта являются барьерами для получения желаемой работы и зарплаты, отмечают авторы исследования.
К слову, низкая заработная плата и неполная востребованность профессиональных навыков работников-инвалидов являются основными причинами смены работы.
Авторы исследования констатируют, что, по мнению опрошенных, основными мерами, направленными на расширение занятости лиц с ограниченными возможностями, являются организация доступного транспорта и переходов и увеличение количества специализированных организаций по работе с инвалидами.
Недостаток взаимодействия на рынке труда инвалидов, государства и работодателей очевиден, отмечает Жанна Гринюк. Именно недостатком взаимодействия и оперативной обратной связи этих трех сегментов, сказала эксперт, обусловлена низкая эффективность социальных мер в данном направлении.
Важным также является «разработка и реализация методов инклюзивной социальной политики, направленной на вовлечение всех сегментов на этапе принятия решений, их реализации, последующей оценки эффективности».
Вспомните об интересах работодателя
Необходимо помнить и об интересах работодателя, подчеркнула Жанна Гринюк: «Если работодатель не будет заинтересован в том, чтобы принять на работу инвалида, не стоит ждать от него благотворительности. Бесполезно в данном случае говорить о социальной ответственности бизнеса. Продуктивным является создание таких схем бизнеса, при которых выгодно брать инвалида на работу. Это нормальный устойчивый принцип присутствия инвалидов на рынке труда».
В Беларуси работает система, при которой наниматель получает компенсацию за потери, когда инвалид находится на трудовой адаптации и не в полном объеме выполняет свою работу, отметил начальник управления политики занятости Минтруда Николай Кохонов. В течение трех лет предприятие может таким образом поддерживаться из средств бюджета, а каждый человек с инвалидностью проходить адаптацию к трудовой деятельности в течение года.
Также законодательством предусмотрена дотация в размере 15 бюджетов прожиточного минимума на организацию собственного дела людьми с инвалидностью. В случае появления вакансий забронировано для инвалидов 1700 рабочих мест на 2012 год, сказал Кохонов.
Вместе с тем директор SATIO считает, что только этими мерами проблема адаптации инвалидов на рынке труда не решится.
Жанна Гринюк предлагает задуматься об организации в Беларуси специальных образовательных программ для работодателей по реорганизации рабочих мест для инвалидов. Это, будет, например, перспективно в сфере компьютерных технологий.
«Значительная часть работодателей часто берут на работу инвалида, исходя из христианских ценностей и идей благотворительности. Это плохая мотивация. Человек может взять на работу одного-двух-трех инвалидов. А что делать остальным людям с инвалидностью?».
По мнению Гринюк, настало время говорить о создании специализированных служб занятости для инвалидов, поскольку эта группа населения имеет свои особые потребности. Основными путями поиска работы инвалидов являются обращения в территориальный орган занятости, поиск через интернет и печатные СМИ, а также обращение к близкому окружению. При этом более 50% обратившихся в службу занятости оценивают ее работу как неудовлетворительную и не считают ее действенным средством поиска работы.
По мнению Гринюк, здесь уместно говорить о частно-государственном партнерстве, субъекты которого будут заниматься поиском работы, подготовкой и переподготовкой инвалидов для рынка труда.
«Бизнес мог бы решать задачи более эффективно, чем службы занятости. Не надо государству абсолютно все взваливать на свои плечи, а лучше создавать условия для эффективного построения бизнеса в этом направлении. От этого выиграют все», — отметила Жанна Гринюк.