Когда на проспект Мира, где находится могилевский корпункт «СБ», обрушился «плановый» ремонт дороги, нам с коллегами пришлось помучиться. Как и другим жителям микрорайонов Мир–2 и активно застраивающейся Казимировки. Добирались в объезд, смирившись с дополнительными расходами на бензин. Зависали в пробках. Те неудобства уже в прошлом. Теперь на работу едем с комфортом. Новый асфальт — ровный, гладкий. А ведь после ремонта так бывает не всегда. Сколько таких дорог — неделю, месяц назад обновили, а там вновь — то яма, то канава. Взять, к примеру, мост через Днепр, соединяющий центр города с Заднепровьем. Вроде недавно асфальт меняли, а он уже в трещинах...
Трещины, ямы, ухабы нередко становятся виновниками дорожно–транспортных происшествий. Вот и заместитель начальника УГАИ Могилевского облисполкома Виктор Королев подтверждает: ДТП из–за плохих дорог происходят почти ежедневно. Водители вынуждены менять колеса, подвеску. Я и сама не раз была свидетелем подобных аварий. Осенью на улице Гагарина одна за другой влетели в огромную лужу несколько машин. Всю глубину проблемы под названием «лужа» сидящему за рулем визуально определить трудно. А вот живущие с ней по соседству — я эту лужу наблюдала лет 6, пока жила в доме неподалеку, — знают, как она коварна. Сама из–за нее страдала не раз. То проезжающая машина фонтаном грязных брызг обдаст, то мой жизнерадостный пес занырнет в этот омут и из белого и пушистого превратится в бог знает кого...
Подобный проблемный участок в городе — не единственный. На одной из планерок в горисполкоме назвали цифру, отдающую безысходностью: дорожное покрытие до предела изношено на каждой пятой могилевской улице. Чтобы привести дороги в нормальное состояние, в год надо ремонтировать около 85 тысяч квадратных метров. Отремонтировано в 2011–м около 41 тысячи. Земляки иронизируют: дороги у нас не ремонтируют, а просто перемещают ямы с одной улицы на другую. Дескать, идею сами дорожники и придумали, чтобы водители меньше жаловаться стали, а заодно ответственности учились: опасность дисциплинирует... Шутки шутками, а ситуацию давно пора в корне исправлять. В городе вместо того, чтобы менять изношенное дорожное покрытие, усиливать основание, реконструировать ливневку, чаще ограничивались текущим ремонтом. По сути, просто маскировали под слоем асфальта проблемные участки.
«Хороший асфальт просто так на дороге не валяется», — шутит знакомый немец, объезжая очередной могилевский ухаб. Собственно, он и не немец вовсе. Родился и вырос в Могилеве, но уже лет 10 живет на чужбине. Регулярно наведывается в родной город в гости. На одной и той же машине. Мы поначалу над ним подтрунивали: если судить по автомобилю, у нас люди куда богаче, чем там. На что Николай, в гараже которого в немецком Дрездене стоит солидный «Мерседес», глубокомысленно изрек, что ездить по нашим дорогам на дорогом авто — почти то же, что заставлять олигарха переехать из виллы в дом без удобств. «Понты» для него — пустое, предпочитает не пыль в глаза другим пускать, а жить, как удобно.
Чтобы ездить по нашим дорогам было комфортно и на машине, и в общественном транспорте, надо поработать над ними засучив рукава. В этом году привели в порядок около 73 тысяч квадратных метров асфальтового покрытия. В следующем цифра должна увеличиться почти вдвое. Казалось бы, впору обрадоваться. Но что–то начали терзать сомнения: не случится ли, что по традиции в погоне за количеством забудем о качестве? Однако в дорожно–мостовом предприятии сообщили хорошую новость. Оказывается, с 2012 года упор будут делать больше не на бесполезный, по сути, ямочный ремонт, а на основательный капитальный. Ухабы останутся в прошлом?