Импортная таблетка под непросвещенный язык. 21.by

Импортная таблетка под непросвещенный язык

20.12.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Не надо быть особо проницательным психологом, чтобы понять: пациент, безгранично доверяя человеку в белом халате, идет в аптеку и тратит большие деньги на то снадобье, которое его вылечит. А не на то, которое в пять раз дешевле и которое точно так же способно исцелить…

Почему так поступают белорусские врачи?

Ответ на мучивший не только меня вопрос я нашел на прошлой неделе, во время посещения двух успешных отечественных фармакологических предприятий — ООО «Фармтехнология» и РУП «Минскинтеркапс». Они вошли в список объектов для практикума участников постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных госорганов. Напомню тему разговора — «Импортозамещение как важнейший фактор достижения сбалансированного развития экономики Республики Беларусь». Забегая немного вперед, скажу: было бы совсем неплохо, если бы на эти заводики привели на экскурсию не только руководителей, но и любого из пациентов, которому своим ангажированным рецептом или таким же советом не оставляют порой выбора наши врачи и провизоры. Но поскольку это, судя по всему, невозможно, поверьте мне на слово.

О самом производстве — совсем коротко. Высокотехнологичное, с безупречной организацией и кадровым обеспечением. Да, оборудование и сами субстанции для изготовления большой линейки лекарств — в основном импортные. Но зато весь ассортимент продукции представлен в отечественных больницах и аптеках. Словом, XXI век и ничем не уступающие лучшим европейским аналогам предприятия.

Кстати, о качестве. Оказывается, одно и то же лекарство, на каком бы предприятии оно ни выпускалось — индийском, швейцарском или белорусском, в принципе, одинаковое по своим лечебным свойствам. Почему? Да потому, что во всем фармакологическом мире его качество определяется по общей системе жесточайших координат (так называемый стандарт GMP). То есть таблетка не может быть плохой по определению (я здесь не говорю о подделках, которые для нашего рынка вообще не актуальны). А вот дорогой и дешевой одна и та же таблетка очень даже может быть.

А ТЕПЕРЬ — о главном, ради чего, собственно, и взялся за перо. Отвечая на вопрос, который, как я уже сказал, волнует большинство потребителей отечественных и импортных лекарств, заместитель министра здравоохранения — директор Департамента фармацевтической промышленности Геннадий Годовальников сказал примерно следующее. В Минздраве знают о том, что зачастую белорусские врачи настойчиво рекомендуют своим пациентам импортное лекарство, в то время как в продаже есть значительно более дешевый отечественный аналог. А почему это делают? То ли по незнанию, то ли с корыстной целью… Выход? Минздрав сейчас взялся за это и мониторит работу аптек и поликлиник по выписке рецептов. Готовятся для врачей к изданию справочники по белорусскому ассортименту лекарственных препаратов и т. п.

А пока в народе по-прежнему, при явном потворстве врачей и провизоров, да и определенной части Минздрава, бытует ошибочное мнение о том, что лекарства, произведенные белорусскими фармпредприятиями, «плохие, потому что недорогие». Дескать, эффективно может лечить только импортный препарат. Но согласиться с этим можно лишь тогда, когда на медприлавках нет отечественных аналогов. Почему именно этот важнейший аспект утаивает врачебная пропаганда? Где агрессивная и массовая реклама равных возможностей белорусской таблетки? Кто из управленцев от медицины активно затирает несомненные успехи нашей фармпромышленности?

ОТВЕТЫ на эти вопросы — сфера не только экономики. Но и политики. Сравним две цифры. Доля отечественных лекарств на внутреннем рынке в стоимостном выражении 23,4 процентов, в количественном — все 60! Улавливаете разницу? Если черным по белому, ясно и прозрачно для потребителя: белорусские лекарства так же эффективны, как и их импортные аналоги, но при этом в три-четыре раза дешевле. Потому что цена на них — социальная, она регулируется и контролируется государством. При этом Президент Беларуси поставил задачу увеличить первый показатель до 50 процентов.

На этом сравнительном фоне напрашивается и другой, как мне кажется, логичный вопрос: а кто может и может ли регулировать цену как социальную на ввозимые в Беларусь импортные лекарства или хотя бы на группу самых популярных и безаналоговых из них? И об этом, кстати, тоже дискуссировали участники семинара по импортозамещению. Только ли рынок здесь безраздельный хозяин? Или все же по образцу некоторых не очень богатых стран известные мировые фармкомпании могли бы слегка подвинуться в цене, если бы подобные переговорные попытки с нашей стороны активно предпринимались?..

А пока наша страна тратит более 400 миллионов долларов в год только на импортные лекарства. И продолжит тратить, пока в них будет потребность хоть одного медучреждения или одного больного. Такова политика белорусского государства, которая касается не только фармакологии, а всех сфер экономики и социума, где так или иначе экспорт пересекается с импортом. У людей всегда должен быть выбор. Между отечественным и зарубежным товаром. Конечно, хотелось бы, чтобы предпочтения при наличии этого самого выбора отдавались все же нашим брендам. При их соответствии мировым.

Как, скажем, авторитет (действительно непререкаемый!) белорусского продовольствия среди не только отечественных потребителей. Сегодня этот факт успешного сбалансирования агроэкономики более чем убедительный, но мы же помним, что доказан он не по мановению волшебной палочки...

БУКВАЛЬНО назавтра после семинара по импортозамещению в порядке эксперимента приобрел неизвестную прежде пачку любимой мною овсяной каши и упаковка, и, как оказалось, вкус, и качество — на высочайшем уровне. А цена — наша, белорусская, то есть в рублях и невысокая. И производитель не чужой — Бобруйский комбинат хлебопродуктов.

Личный эксперимент удался: зачем мне сейчас дорогущие финские каши? А вот всем пока не успевающим госчиновникам и производственникам советую неустанно продолжать экспериментировать. В попытках эффективно сбалансировать импорт и экспорт...

Сергей МИХОВИЧ, «БН»

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Не надо быть особо проницательным психологом, чтобы понять: пациент, безгранично доверяя человеку в белом халате, идет в аптеку и тратит большие деньги на то...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика