ЖЕНСКОЕ ЛИЦО ОПЕРАЦИИ «ВОЗМЕЗДИЕ». 21.by

ЖЕНСКОЕ ЛИЦО ОПЕРАЦИИ «ВОЗМЕЗДИЕ»

22.12.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

(Окончание. Начало в №50)
Обратившись к этой героической странице нашей отечественной истории, мы убедились лишь в том, что немного-то о ней и знаем. Ведь мало того, что официальные документы об операции «Возмездие» до сих пор хранятся в спецхранах за семью печатями, так еще и спецслужбы уже более полувека перетягивают одеяло каждая на себя, пытаясь преувеличить роль и заслуги своего ведомства в этой операции.
Вот поэтому пишу эти строки и рву на себе волосы, ругая себя за то, что не воспользовался в свое время предоставившейся мне возможностью узнать все подробности из первых уст. Дело в том, что судьбе было угодно познакомить меня и дать возможность неформально общаться со всеми тремя героинями этой истории, которым я мог задать любой вопрос. Увы, воспользоваться этим шансом я тогда не удосужился.
Справедливости ради скажу, что степень моего общения с этими легендарными женщинами была разной.
Так, с москвичкой Н.Троян мне довелось встретиться всего несколько раз на юбилейных мероприятиях. Из рук Е. Мазаник я получил читательский билет в читальный зал Фундаментальной библиотеки Академии наук БССР (куда мне, как студенту, вход был заказан). Правда, вожделенный билет я получил после нескольких визитов к Елене Григорьевне (в те годы заместителя директора этой библиотеки).
Но вот, скажем, с Марией Осиповой мне довелось работать вместе. Как второй секретарь горкома КПБ, я по должности возглавлял городскую комиссию по признанию участия в деятельности минского коммунистического подполья, а М.Осипова была заместителем председателя этой комиссии. Как человек, родившийся после войны и смутно представлявший обстановку в оккупированном Минске, я скрупулезно согласовывал с ней каждую букву в материалах комиссии. Естественно, нам приходилось много и часто беседовать. Я запомнил кое-что из того, что услышал.
Так, сама Мария Борисовна рассказала мне, как на Лубянке ее уговаривали признать, что она действовала по заданию НКВД и что разговоры такого рода с ней вел сам В .С. Абакумов, возглавлявший легендарное управление НКВД СМЕРШ.
Еще от Осиповой узнал, что после войны начальник 4-го управления НКВД Павел Судоплатов утверждал, что Кубе был уничтожен не миной английского производства, а… взрывным устройством, изготовленным его ведомством. Это при том, что немецкие эксперты, исследовавшие последствия взрыва, прямо указывали на английский след. Тем не менее, один из подчиненных Судоплатова, якобы изготовившей эту мину, получил вместе с реальными участниками операции высокую правительственную награду.
Между прочим, в истории с «миной для гауляйтера» присутствует еще один весьма курьезный аспект. Все авторитетные эксперты-взрывники утверждают, что мина английского производства была снаряжена химическим взрывателем с 24-часовым замедлением. Однако, как рассказывает Осипова, в отряде «Димы» на инструктаже этот химвзрыватель назвали «часовым механизмом». Видимо, для того, чтобы не перегружать дам избыточной информацией. При этом надо понимать, что единственным «часовым механизмом», с которым до войны приходилось сталкиваться официантке Мазаник, был обыкновенный будильник. Поэтому, выдернув кольцо и приведя мину в боевое состояние, Елена Григорьевна и ее сестра Валентина удивились тому, что не услышали ожидаемого тиканья и решили, что смазка «часов» загустела. Поэтому они начали интенсивно трясти мину, а потом положили ее на раскаленную плиту и начали греть. Мина, к счастью, не взорвалась, но химическая реакция во взрывателе пошла быстрее, в результате чего взрыв в особняке Кубе произошел на два часа раньше. Иными словами, приди Кубе в спальню на двадцать минут позже, он свою репутацию «везунчика» подтвердил бы в очередной раз.

Кинокощунство

Итак, можно констатировать, что телефильм «Бомба для папочки», не добавив ничего нового в запутанную историю операции «Возмездие» и не стерев в ней ни одного «белого пятна», скорее породил у зрителей новые сомнения. То же самое можно сказать и о художественном многосерийном фильме «Охота на гауляйтера», который уже три месяца снимают в Минске российско-украинская кинокомпания Star Media и «Беларусьфильм».
Фильма мы пока не видели и о том, что нас ждет, можно судить лишь по заявлениям создателей обещанного нам киношедевра, опубликованным в прессе.
— Никто не знает, как было все на самом деле, — говорит, например, продюсер кинокомпании Star Media Артем Доллежаль. — Поэтому мы исходили из того, что Мазаник была вполне довольна своей жизнью при немцах. Она хорошо жила, была сыта, у нее была работа, жила в достатке. Кубе к ней хорошо относился. Зачем ей было его убивать? Поэтому у нас есть любовный треугольник, а главная героиня подкладывает мину не из идейных соображений, а из-за любви. Историкам ничего не известно о романе Мазаник с мужем Осиповой, но как было не использовать сексуальный потенциал актрисы Заворотнюк.
Таким вот видят женское лицо операции «Возмездие» любители клубнички от важнейшего из искусств. По сути дела подвиг белорусских женщин, рисковавших жизнью и оставивших яркий след в истории военного лихолетья, они представили в виде бытового конфликта двух сексуально озабоченных дамочек, не сумевших поделить мужчину.
Особенно кощунственно выглядит то, что, отстаивая свое право вольно трактовать поступки Елены Мазаник, киношники ссылаются на рассказы некоего Николая Хохлова. Его представляют как «разведчика, засланного по линии 4-го управления НКВД», который прямо утверждал: «Мы заставили ее сделать это», якобы припугнув ответственностью за «сотрудничество с оккупантами». В Минск действительно был направлен квалифицированный, специально подготовленный для ликвидации Кубе агент по фамилии Хохлов, бывший артист эстрады. Под видом офицера полевой службы гестапо он проник в Минск и, быстро там освоившись, развернул деятельность по приобретению агентуры и изучению обстановки вокруг Кубе. Более того, бывший артист эстрады даже встречался с Мазаник и вроде бы добился от нее принципиального согласия на уничтожение фашистского выродка. Обо всем этом служители киноискусства нам рассказали, умолчав, правда, о том, что после войны Хохлов был… разоблачен как предатель.
Иными словами, выходит, что человек, осужденный за сотрудничество с оккупантами, чернит и обвиняет в аналогичном преступлении Героя Советского Союза, осуществившую одну из самых дерзких акций во время прошедшей войны. Ну разве это не кощунство?!
Поэтому, если мстительная богиня истории, осерчав, оторвет продюсеру Артему Доллежалю и его киношным подельникам их шаловливые ручки, то лично я Клио пойму и только попрошу ее обратить внимание еще и на чиновников от идеологии и от культуры, позволяющих всем кому не лень глумиться над нашей героической историей и подвигом народа в годы войны.
Завершая разговор о том, как складывались отношения между женщинами, участвовавшими в этой истории, считаю необходимым озвучить еще один мало кому известный факт. Оказывается, после войны фрау Анита Фон Кубе настойчиво пыталась наладить контакт с человеком, взорвавшим ее мужа. Через немецких туристов она неоднократно пыталась передать Мазаник свои письма. Первое оказалось в Минске в 1992 году. Письмо написано по-русски. Текст напечатан на пишущей машинке. Конверт подписан Анитой от руки. В письме она называет Елену Галиной, как ее называли в особняке. С ошибкой написана и фамилия — не Мазаник, а Механик. Текст письма выдержан в вежливых, миролюбивых тонах. Вот некоторые выдержки из него:
«Да благословит тебя, Галина, Господь, который держал свою милостивую руку над твоей и моей жизнью и простил нам весь грех, который отягчает нашу совесть. Я желаю вам, Галина, всего хорошего, много радости, здоровья и не иметь нужды в старости. Да сохранит Вас Господь, Ваш город Минск и Белоруссию»...


 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
(Окончание. Начало в №50) Обратившись к этой героической странице нашей отечественной истории, мы убедились лишь в том, что немного-то о ней и знаем. Ведь мало того,...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика