Новый год и Рождество — время, когда столы обязательно должны ломиться от яств и в княжеских хоромах, и в селянских хатах — правда, в силу возможностей.
В магнатских дворцах повара состязались в кулинарном искусстве — как свои, так и выписанные из далеких стран. Какие изыски предлагали они к праздничному столу! Лосиные губы, вымоченные в винном уксусе, бобровые хвосты, фаршированные орехами да изюмом. Отношение к сладкоголосому соловью выглядело и вовсе варварским: его язычки готовили со взбитыми с солью и зеленью сливками. Фаршировали и жарили лебедей, хитро подавая их к столу, как живых, — белых, перышко к перышку. Зажаренных птиц армировали специальным тестом, в котором закреплялись веревочки. Когда гости приступали к блюду, дергали за одну из веревочек — и весь наряд из перьев складывался.
Жаркое делалось по принципу «очень много в одном». Скажем, в оливку вместо косточки вкладывали анчоус и фаршировали жаворонка. Жаворонка клали в перепелку, перепелку — в утку, утку — в каплуна, каплуна — в фазана, фазана — в поросенка, поросенка — в лань, лань — в лося. И представьте себе: более всего ценились во всем этом кулинарном шедевре... оливки, которые пропитывались всеми соками и пряностями.
А еще жарили пиявок! Их ставили специально откормленным гусям, а потом зажаривали до хрустящей корочки, как кровянку. Рыба на столах присутствовала во всех возможных видах. Нежный угорь — отварной, копченый, маринованный. Бедного живого налима («мянтуза») загодя били розгами, от такого стресса у него увеличивалась печенка, становясь необыкновенной на вкус и, как говорили, очень целебной. Раков варили с огромным количеством трав и специй.
Боровики жарили в сливках и сметане, солили и мариновали, готовили «полiўку». Яркие и крохотные, как пуговки, — чтобы шляпка проскакивала сквозь горлышко, — рыжики солили в бутылках.
Пироги тоже отличались многослойностью и были высокими, как башни. На начинку шли гусиная печенка, филе уток, кур и фазанов, грибы, копчености...
Запивали все это винами заморскими, а настойки и ликеры готовили свои.
Но к Колядам тщательно готовились не только в княжьих хоромах. Еще с «пiлiпаўкi» крестьяне начинали резать кабанчиков. Кстати, в России из свинины делали только солонину, а кровь и натуральную оболочку для колбас просто выбрасывали. У нас же коптили окорока и душистые колбасы с «ядлоўцам», готовили сальтисоны и «вантрабянкi»...
Наливали кровянки с гречкой и запекали их до хрустящей корочки, а «скабкi» — ребрышки — шли на приготовление мачанки. К Колядам резали «пеўняў», то бишь каплунов, гусей и «iндычак». К их мясу подавали самый простой соус из сметаны и «чоснака». Свиные голенки слегка отваривали, а потом, достав косточку, начиняли измельченным мясом, луком и грибами и запекали в «вольном духу». Поджарка из «дробнага» мяса с жареными яйцами и сметаной шла к пушистым блинам. Драники готовили «з душой», т.е. с мясом и грибами, а пирогов «на один укус» напекали по 2 — 3 ведра — с копченым сальцем и луком они просто таяли во рту.
Сон в руку
Что касается снов в такие дни, то в Беларуси испокон веку считали: «Святочны сон — да абеду». Если же снилось что–то неприятное, о том нужно было рассказать не только кому–то из «сямейнiкаў» — это чтобы «благое не спраўдзiлася».
Метель — к ссорам, причем не только среди домашних, или к неприятным новостям. Лед, если крепкий, — то к добру и здоровью, а обломившийся — к неудаче. Ходить по льду — «да цяжкай справы». Мороз видеть зимой — к оттепели, трескучий — к новостям.