Все отчетливее тенденция: не только загородные магистрали, но и улицы, тротуары, дворы становятся зоной «боевых действий». По разные стороны невидимых баррикад — пешеходы и автомобили. Железо отвоевывает пространство. Люди к этому не готовы...
Как сытый голодного не разумеет, так и конный — пешего. Один хочет быстро ехать. Другой — спокойно идти. Всякий раз, читая очередную новость о кровавом ДТП, ловлю себя на мысли: какими же зыбкими становятся привычные доселе устои безопасности. Еще несколько лет назад бесстрашно шагала по тротуару оживленной улицы. А сейчас стараешься идти подальше от бордюра: неровен час, какой–нибудь выпускник автошколы опять не справится с управлением. А нерегулируемые «зебры»? Раньше шла по ним без опаски. А теперь сто раз убедишься, что поблизости нет машины, иначе, кто знает: притормозит или не успеет.
Это я не ради очередной претензии к водителям. Я к тому, что все сильно изменилось. И так же сильно заставляет задуматься: что надо сделать ради мирного сосуществования людей и машин? Сознательно обойду тему культуры и законопослушности на дорогах. Она, разумеется, главная. Но о хамстве и дури и так сказано много. Здесь, по–моему, должно быть без толкований: малейшее отклонение от нормы жестко пресекается законом. Иначе рискуем до бесконечности воспитывать одних, а терять — других.
Я о создании в целом безопасной среды обитания. Год от года машин становится больше. Их численность растет гораздо быстрее, чем успевают к этому приспособиться города и поселки, улицы и кварталы, водители и пешеходы. Беру цифры по Гомельской области за 2011 год: число автомобилей здесь выросло на 30,5 тысячи, вплотную приблизившись к отметке полмиллиона машин! Год, конечно, нетипичный. Автобум породил ожидаемый скачок таможенных пошлин. Только от этого не легче. Реально ли без последствий принять такой рост?
Вот если бы столь же стремительно увеличивалось число паркингов, расширенных улиц и дворов, светофоров и подземных переходов — другое дело. Но пока гармонии не получается. Хотя бы потому, что при строительстве наших городов и сел никто о нашествии машин не думал. Сейчас все это нужно приспосабливать, вкладывая большие деньги. И даже сегодня, когда автомобильная тема набила оскомину, масштабность ее последствий до конца не осмыслена. Нормы и требования при проектировании уже современных микрорайонов учитывают далеко не все автонюансы.
Впрочем, кое–что меняется. Гомельские городские власти недавно основательно встряхнули накопившиеся проблемы дорожной безопасности. Областная Госавтоинспекция представила свой взгляд на болевые точки и их смягчение. Оказалось, что для заметных перемен просто по–новому нужно «читать» некоторые вещи. Взять ночное отключение светофоров. Оправданно ли это сегодня в микрорайонах, где круглосуточно работают крупные торговые центры? И оправданно ли вообще, если посмотреть статистику происшествий за прошлый год: больше полусотни наездов на пешеходов в городе случилось именно в темное время суток?
По–другому раскрылась и практика, проверенная годами: нормально работающие светофоры резко снижают число ДТП. Однако планы по установке новых часто срываются. Ясно, что из–за нехватки средств. Решить эту проблему только за счет казны сложно — один светофор обходится в 250 миллионов рублей. А если привлекать к ней инвесторов — застройщиков супермаркетов и развлекательных центров? Появляется надежда. Просто раньше так вопрос никто не ставил. Особо не задумывались раньше и о том, чем может обернуться вычеркивание подземных переходов (а происходило это не однажды) из планов строительства новых микрорайонов...
Жизнь показывает, что безопасность дорожного движения складывается из сотен кирпичиков. Да, держится она на китах. Но есть и фрагменты, без которых не сложится нормальная среда обитания для людей и машин. По всему видно: пришло время взглянуть на проблему со всех сторон и решать ее в целом, думая на годы вперед.