Деревня Стасевка Бобруйского района четвертый год живет без клуба. Прежний сгорел. Другой не построили. Новый год прошел — сельчане и не заметили. Ни вечеров, ни утренников, ни дискотеки... «В городе много способов приятно провести время, а нам куда пойти?» — задаются вопросом местные жители в письме в «СБ». Я отправилась в Бобруйский район.
...От Бобруйска до Стасевки — центральной усадьбы одноименного СПК — 26 километров. Живут здесь 290 человек. Деревня немаленькая. Есть ФАП, большой магазин и даже мини–библиотека.
Местные жители недобрым словом вспоминают 2008 год. Очень уж выдался он несчастливым для деревни. Когда осталось 32 ученика, закрылась школа. Потом случился пожар в клубе. Учеников–то пристроили быстро — возят автобусом в деревню Брожа. Вопрос же с клубом так и остался открытым. А ведь это не только место развлечений для сельчан, это своего рода центр местной жизни. И молодежь там по вечерам собирается, и старушки певуньи. Теперь приходится сидеть по домам.
39–летняя Марина Бородина, главный бухгалтер сельхозпредприятия, вырастила шестерых детей: двоих своих и четверых приемных. Все они сейчас живут в Бобруйске. У Марины уже есть 10–месячный внук Кирюша. Каждые выходные молодежь, включая городских зятьев и невесток, приезжает в Стасевку. Здесь хорошо: речка, свежий воздух. Но... скучно. В прежние годы дискотеки проводились хоть в опустевшем здании школы. Но сейчас и его выставили на продажу. Навели чистоту, закрыли, приставили сторожей, чтобы воры ничего не растаскивали. Сельчане против продажи здания не возражают. Пусть инвесторы переделывают бывшую школу под базу отдыха. Но куда деваться местным подросткам, которых не пускают даже в школьный спортзал? Валентина Сгибнева, мастер леса Светлогорского лесхоза, как мать очень переживает за детей. От обиды и безысходности здешние школьники вывели корявыми буквами на козырьке автобусной остановки: «Клуб СПК». Больше им собираться негде. И, как на грех, до ближайшей Вишневки, где клуб имеется, — около 15 километров, а до Брожи — все 23.
Председатель Вишневского сельисполкома Николай Ревенков, бывший школьный учитель математики, обиду людей понимает, только помочь ничем не может. О местных работниках культуры и говорить нечего: как трудиться в таких условиях? В деревне их двое: библиотекарь Валентина Заикина и... клубный работник Виктор Кулик. Парадокс: клуба нет, но специалист имеется...
В здании бывшего комплексного приемного пункта прохладно, хоть Валентина Заикина только что протопила печку. С тех пор как сгорело здание клуба, библиотека переезжала три раза: одно время ютилась в школе, теперь работает здесь. Даже в свой законный выходной — понедельник — библиотекарь вышла на работу. И не напрасно: до обеда приходили 3 человека. В иной день читателей бывает и больше. Но в основном Валентина Заикина сама разносит книги сельчанам по домам. Многие местные книголюбы — пожилые люди, их нужно уважить. Если же какой–то книги в местной библиотеке нет, на помощь из Бобруйска приезжает библиобус.
Кстати, есть у сельчан возможность пригласить и артистов автоклуба: в любой праздник готовы пожаловать с готовой программой. Только опять же — на какой сцене выступать? Не на улице же на морозе...
Занятия различных кружков Виктор Кулик пока проводит у себя дома. В этом году организовал Коляды, да сельчане не оценили. И в самом деле, колядовать можно и без организатора — по собственному желанию. Обычай этот любому деревенскому жителю знаком.
Раиса Орех, одна из сторожей выставленной на продажу школы, показала мне свою территорию — пустующее здание в три этажа. Приспособить эту громадину под клуб в небольшой деревне действительно не получилось бы. С одним только отоплением разорение выйдет, а большинство классов так и останутся пустовать.
Кстати, Бобруйский район по количеству домов культуры, клубов, их оснащенности лидирует на Могилевщине. Именно здесь 13 самодеятельных коллективов носят звание «народный».
— Только за последние годы в агрогородках района мы открыли 15 домов культуры, — приводит убедительную цифру исполняющая обязанности начальника отдела культуры Бобруйского райисполкома Любовь Схаба. — Закупили для них современное оборудование.
Может, поэтому жителям Стасевки особенно обидно: почему же они оказались «на отшибе»? Впрочем, есть и хорошая новость — власти района выделили 300 миллионов рублей, чтобы полностью отремонтировать здание, в одной из комнат которого сегодня в Стасевке работает библиотека. Начать реконструкцию планируется уже во втором квартале.
— Скорее бы, пока вся молодежь не разъехалась, — обеспокоена местная жительница, настоящая патриотка своей деревни Марина Бородина. — Не только ведь подросткам нужны дискотеки. Все село мечтает о возрождении хора, в котором раньше пели 70 человек. И спортом многие хотят заниматься.
Тем временем на Могилевщине планируется закрыть еще 13 сельских клубов. И потускнеет деревенская жизнь...
Компетентно
Анатолий Синковец, начальник управления культуры Могилевского облисполкома:
Жителей Стасевки полностью поддерживаю: в каждой деревне должен быть центр культурной жизни. И не только для того чтобы провести дискотеку или репетицию хора, но и встретиться с работником соцзащиты, здравоохранения. Эту деревню лично возьму под особый контроль. Что касается закрытия других клубов, то этого не допустим без обсуждения на собрании местных жителей. Если где–то собираются упразднить Дом культуры, обязательно должны открыть что–то взамен. Несмотря на трудности в экономике, клубную сеть будем не сворачивать, а, напротив, расширять.