СТРАНА ЗАМКОВ. 21.by

СТРАНА ЗАМКОВ

16.02.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Если бы возможности современной туриндустрии позволяли перенестись во времени и побывать в средневековой Беларуси, то отважившийся на это путешественник смог бы увидеть удивительную страну замков. Согласно материалам исследователей древней архитектуры, на территории нашей страны в разное время существовало не менее 150 укреплений этого типа. В мирное время эти величественные сооружения исполняли роль резиденций, в случае внешней агрессии они становились могучими форпостами, обороняя от врагов как близлежащие населенные пункты, так и всю страну.

К сожалению, до наших дней сохранились далеко не все белорусские замки. Большинство из них было разрушено в борьбе с захватчиками, сохранившиеся руины гибли под воздействием природных факторов и необдуманных людских поступков. Но и то, что смогло уцелеть, будоражит воображение и позволяет представить, какой видели Беларусь путешественники несколько столетий назад.
В настоящее время уцелевшие замки, фрагменты замковых сооружений включены в Государственный список историко-культурных ценностей. Однако большинство из них находится в неудовлетворительном состоянии. Чтобы создать подходящие условия для сохранения, восстановления и рационального использования этого историко-культурного наследия, в январе нынешнего года постановлением правительства Республики Беларусь была утверждена Государственная программа «Замки Беларуси» на 2012—2018 годы. Она предусматривает реставрационно-восстановительные работы на 38 объектах. В список вошли не только замки, но и служившие их прообразом древние укрепленные поселения — городища. Причем это как широко известные в стране и за ее пределами памятники, так и пока еще мало популярные у туристов, но очень ценные для истории Беларуси объекты.
В 2012—2018 годах на реализацию Государственной программы понадобятся средства в сумме 131406,3 млн руб. Финансирование мероприятий предусмотрено за счет республиканского и местных бюджетов, других источников, не запрещенных законодательством.
К источникам, не запрещенным законодательством, относятся и добровольные пожертвования граждан. Конечно, основную работу по сохранению старинных укреплений берет на себя государство. Но и представителям общественности, возможно, стоит подумать о своем участии в этом грандиозном проекте. Ведь от этого многие будут иметь прямую выгоду. Те, кто занимается туриндустрией, агротуризмом, частными перевозками, гостиничным бизнесом и придорожным сервисом, мечтает о собственном маленьком кафе в бойком месте и изготовляет сувениры на продажу, занимается воспитанием подрастающего поколения, посещает рыцарские клубы и просто любит историю, могут рассчитать в этом деле свой интерес. Так почему бы первым шагом к будущим выгодам не сделать спонсорское участие в восстановлении этих памятников культуры! Ответственным за реализацию программы, возможно, стоит в регионах, где находятся памятники, открыть расчетные счета, на которые смогут перевести деньги все неравнодушные люди. Подумать нужно и о том, что помощь может быть не только финансовая, а значит, нужно предоставить всем желающим возможность поработать на объектах в составе волонтерских и студенческих отрядов, школьных летних трудовых лагерей. А начать можно с самой простой вещи — рассказать о каждом памятнике, включенном в государственную программу, и о том, какое место в истории нашей страны они представляют.

Милоградцы

Самым древним памятником, включенным в Государственную программу «Замки Беларуси» на 2012—2018 годы, стало городище, существовавшее в VII—III веках до н. э. у нынешней деревни Милоград Речицкого района Гомельской области.

Племена, которые в период с VII по III века до н.э. жили в бассейне Днепра от среднего течения Березины на севере до украинской реки Рось на юге и от Западного Буга до реки Ипуть на востоке, оставили после себя уникальные материальные памятники, отличные от тех, что встречаются в соседних регионах. Это позволило историкам вести речь об особом народе, собственное имя которого время не сохранило. Археологи называют этих людей носителями милоградской культуры, по названию городища у деревни Милоград Речицкого района, где было открыто и исследовано одно из поселений этого народа.
Благодаря археологическим исследованиям о носителях милоградской культуры известно немало. Они жили как в открытых поселениях — селищах, так и укрепленных — городищах, которые чаще всего размещались у берегов рек на мысах и с не защищенной водой стороны были укреплены земляными валами и рвами. В Припятском Полесье городища чаще находились в заболоченной местности, а также в поймах рек на невысоких возвышенностях и со всех сторон были укреплены. Нередко эти поселения состояли из нескольких площадок, отделенных одна от другой валами. В Поднепровье вблизи городищ часто располагались селища. Такое соседство позволяло жителям неукрепленных поселений в случае опасности быстро найти убежище. Именно такой памятник находится у деревни Милоград.
Городище и примыкающее к нему селище находятся в километре от деревни, в урочище Колеевка, на мысе, образованном правым берегом Днепра и большим яром. Памятник площадью в 1 га имеет треугольную форму и укреплено двумя валами. Внутренний вал высотой в 2 м имеет п-образную форму и отделяет внутреннюю жилую площадку от внешней хозяйственной.
На внутренней площадке найдены следы жилищ. Следует сказать, что милоградцы жили в землянках, наземных или углубленных в землю жилищах, рассчитанных на одну семью. Сооружения имели шатровые перекрытия, крышу поддерживали деревянные столбы. Дома имели свою особенность — прямоугольный выступ в одной из стен. Это и отличает милоградские жилища от подобных сооружений соседних культур. Жилое помещение обогревалось открытым очагом, который располагался в круглой или овальной яме.
Во время раскопок на городище найдена керамика, которая имеет свои особенности. Носители милоградской культуры изготовляли горшки с высоким отогнутым наружу венчиком и яйцеподобным или шароподобным туловом, а также полусферичные посудины без венчика. Изделия украшались оттисками и насечками при помощи круглой палочки, а часто просто ногтей или пальцев.
На милоградском городище археологами также были найдены каменные зернотерки, железные серпы, глиняные пряслица и многое другое. Это — свидетельства занятий людей той эпохи. Известно, что они были земледельцами и животноводами, занимались охотой и рыбной ловлей, хорошо владели прядением и ткачеством, добывали и обрабатывали железо, занимались бронзолитейным производством.
Ученые считают, что носители милоградской культуры находились на стадии развитого первобытнообщинного строя. Возможно, у них существовало патриархальное рабство. Милоградцы боготворили силы природы, причем культ солнца в их верованиях занимал центральное место. У этих племен также существовал культ коня, коровы, медведя, волка. В ранний период своей истории эти племена хоронили умерших в курганах. Позже традиция изменилась, и последний приют их усопшие находили в бескурганных могильниках, которые располагались на природных возвышениях недалеко от поселений или примыкали к валам городищ.
Кем в этническом плане были носители милоградской культуры — до сих пор вопрос спорный. Одни исследователи считают, что эти люди были славянами, другие относят их к балтам. И это значит, что точка в истории носителей милоградской культуры еще не поставлена и существует широкий простор для исследований.
Согласно Государственной программе «Замки Беларуси» на городище у деревни Милоград Речицкого района в 2012—2013 годах планируется за счет средств местного бюджета провести работы по музеефикации. Ответственными за организацию и проведение мероприятий являются Гомельский облисполком и Речицкий райисполком.
На снимке: реставрация Ружанского замка.


Наталья ПАРХОМЧИК
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Если бы возможности современной туриндустрии позволяли перенестись во времени и побывать в средневековой Беларуси, то отважившийся на это путешественник смог бы...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика