Дефицит строителей в Минске планируется смягчить за счет привлечения специалистов из регионов. Насколько заманчивой окажется для них перспектива работать в столице? И отвечает ли подготовка и квалификация рабочих из регионов требованиям, предъявляемым на современных минских стройплощадках?
В столицу на строительство социально важных объектов планируется привлечь около трех тысяч специалистов из других областей Беларуси, сообщил генеральный директор ГПО «Минскстрой» Николай Милошевский на оперативном совещании в Мингорисполкоме.
В настоящее время в объединении «Минскстрой» работают 23 тыс. человек. За последний год отсюда уволились около 2,5 тыс. специалистов. Вместе с тем для реализации программы строительства на 2012-2013 годы необходимо дополнительно привлечь около трех тысяч строителей, отметил Милошевский.
«Сегодня разработана программа мероприятий по решению кадровой проблемы в строительной отрасли, прежде всего по закреплению здесь наших строителей», — цитирует его агентство «Минск-Новости».
На весну-осень планируется привлекать специалистов из регионов страны, уже проведены переговоры с представителями стройорганизаций Брестской и Гомельской областей. По словам Николая Милошевского, сегодня в Минске вахтовым методом работают около двух тысяч строителей из регионов.
Как будут заинтересовывать строителей? Им планируют предложить соцпакет, включающий стимулирующие доплаты, организовывать питание, прорабатывается и возможность выделения жилья для строителей.
Отметим, что без предоставления жилья работа в Минске для многих теряет смысл, так как аренда квартиры съест значительную часть заработка. Снять комнату в Минске дешевле ста долларов сложно, а маленькие квартиры в спальных районах потянут на 150-200 долларов. А это уже половина зарплаты строителя.
В Минске номинальная начисленная средняя заработная плата в декабре 2011 года составила 3 млн. 829,9 тыс. рублей. Это больше, чем в целом по стране — 2 млн. 877,7 тыс. рублей. В строительстве — 3 млн. 061,1 тыс. рублей. Это, конечно, не мало в сравнении с другими отраслями и регионами, но строители могут найти (и находят) себе доход повыше, проехав несколько сотен километров восточнее Минска. По данным Росстата, среднемесячная начисленная заработная плата в России летом составляла 22 520 российских рублей, а в Москве реальная заработная плата составила 38 905 российских рублей.
Лидер Белорусского независимого профсоюза радиоэлектронной промышленности (РЭП) Геннадий Федынич отметил, что в России наши работники действительно могут заработать больше, чем на родине. Однако многие белорусы соглашаются на более низкие зарплаты в сравнении с теми, что получают сами россияне.
Одна из причин — не соответствие квалификации белорусских строителей современным требованиям. Эта проблема характерна не только при миграции рабочих из Беларуси в Россию, но и при переезде строителей из регионов в Минск, и, как отмечает глава представительства немецкого концерна Uzin Utz в Беларуси Иван Рак, связана с тем, что в провинции не обучают современным строительным технологиям.
«Провинциальные строители в Минске не нужны, во всяком случае, организациям, занимающимся качественной отделкой, потому что они мало что умеют. Другое дело, что и в Москве, и в Минске востребована и неквалифицированная рабочая сила в строительстве. Ее недостаток в строительном секторе Беларуси связан с нежеланием работать на тяжелых работах за низкую зарплату. Отмечу, что уже теперь в Беларуси на строительные работы все больше привлекается строителей из Турции и Украины с высоким уровнем подготовки», — отметил Иван Рак в комментарии для Naviny.by.
Среди причин, по которым строительные профессии теряют свою престижность, Иван Рак назвал также то, что в Беларуси оплата труда в этой сфере до сих пор строится по советским стандартам (применяются так называемые карты на выполнение работы, нормы расценки). В результате строительный бизнес уходит в тень: «Никто не хочет работать по официальным расценкам. По-белому ничего не заработаешь — все съедят налоги. Мы перестали платить людям нормальную зарплату в строительстве. У нас, например, нет хорошей качественной отделки, потому что нормы расценки устарели. Для того чтобы сделать новые технологические карты, сюда должны придти иностранные компании с новыми технологиями. Однако их не пускают».
А тех, кого пустили, подвергают испытаниям. Иван Рак привел пример созданного с участием инвестиций компании Uzin Utz учебного центра в лицее № 12 Минска, где готовят учащихся по специальности «укладчик напольных покрытий»: «Они должны проходить практику. Однако в рамках борьбы с импортом негосударственные партнеры лицея не имеют права закупать прогрессивные импортные материалы. Соответственно, во время практики ребята сталкиваются с топором и молотком, а не с современными технологиями и материалами. Чему новому они могут научиться и каким будет качество обучения?».
Престиж профессии падает, потому что не созданы условия для обучения, приобретения практических навыков. «Как будущие строители, проводя больше времени в классах, а не на производстве, станут хорошими специалистами?», — задается вопросом Иван Рак.
В регионах, отмечает он, эта проблема обострена еще больше, чем в столице. И в Минске, и в регионах существует также проблема неподготовленности мастеров производственного обучения. Иван Рак считает, что если бы на рынок профтехобразования Беларуси пустили коммерческие структуры из-за рубежа, они открыли бы здесь обучающие центры по разным современным направлениям. Тогда белорусские строители могли бы более эффективно использовать в своей работе современные материалы.
Пока же, говорит Иван Рак, «у нас хотят бороться с импортозамещением, а борются с новыми технологиями».