Любопытная статистика появилась на новостных лентах. Среди нуждающихся в улучшении жилищных условий оказалось мало действительно нуждающихся. Извините за каламбур. Но в списках на льготное кредитование из почти 16 тысяч минчан лишь 5,5 тысячи имеют право на получение кредита по новым правилам. На треть меньше стало семей, претендующих на господдержку, в крупных городах Витебской области. И только жители малых поселений (до 20 тысяч) прошли через сито Указа № 13 без существенных потерь. Не догадываетесь почему?
Если не брать Минск, где важную роль сыграло уменьшение норматива кредитуемой площади с 15 до 10 квадратных метров на члена семьи очередника, то жителям других городов решение квартирного вопроса подпортил... домик в деревне. Говорю это не голословно. Недавно провели «прямую линию» по поводу сверки документов нуждающихся в улучшении жилищных условий. Главный вопрос, который интересовал 80 процентов звонивших: как быть с домом в деревне? В свое время граждане, смекнув, что быть нуждающимся чрезвычайно выгодно, стали массово прописывать у себя в городах родителей. Кому–то домики доставались по наследству. Использовались как дачи. У одной минской семьи, вступившей в прошлом году в ЖСПК, обнаружилась целая коллекция недвижимости в сельской местности. Дома в пригороде Минска подпортили квартирную перспективу не одной семье. Люди оказались просто не готовыми к тому, что все принадлежащее им имущество на территории страны так быстро выявят и учтут. Так что приведенные выше цифры даже неожиданны.
Но не в характере наших граждан горевать слишком долго. Они уже активно берут консультации о том, как лучше избавиться от нежелательной недвижимости. И поверьте, если в системе льготного кредитования ничего принципиально не изменится, то через несколько лет очередь, как ящерица, быстро нарастит свой отрезанный хвост. Потому что не только тем, как спрятать домик в деревне, активно интересовались граждане, но и вопросами прописки–перепрописки в общежитиях. Тем, кто живет в них более 10 лет, теперь жилье и льготные кредиты положены в первую очередь.
Не менее интересен в этой связи и еще один вопрос. Действительно ли мы помогаем решить квартирный вопрос малообеспеченным гражданам? В прошлом году на эти цели потрачено более 8 триллионов рублей, нынче запланировано не менее 7 триллионов. Эти колоссальные траты можно объяснить налогоплательщикам как инвестиции в благое дело: у тебя есть квартира, значит, помоги тому, у кого ее нет. Но есть у меня сомнения...
В формирующихся сейчас ЖСПК квартиры стоят хоть и в два раза меньше, чем на свободном рынке, но тоже немало — 3,6 миллиона рублей за квадратный метр. Средняя заработная плата в декабре по стране 2 миллиона 878 тысяч рублей и 3,83 миллиона — в Минске. При этом не менее 4 миллионов рублей должно приходиться на семью, если она претендует на 100–метровую трешку с льготным кредитом в малом городе. 5 миллионов рублей дохода понадобится на это очереднику в Минске. Ну и молодой семье с двумя детьми, рассчитывающей на кредит под 50 процентов ставки рефинансирования, следует иметь ежемесячно около 8,5 миллиона рублей. Можно ли людей с таким уровнем доходов назвать малообеспеченными и нуждающимися? И можно ли вообще считать малообеспеченной семью, располагающую 3,3 миллиона рублей на каждого домочадца? Ничего себе нищие?! А ведь 3 минимальных потребительских бюджета — потолок доходов, только выше которых льготный кредит не положен... Когда–то при формировании системы льготного кредитования на помощь государства могли претендовать семьи с доходом ниже (!) одного минимального бюджета. Но вскоре стало ясно: строить жилье будет не для кого. Тогда увеличили норматив до двух, а сейчас — до трех бюджетов.
Если еще внимательнее присмотреться к спискам очередников, то можно обнаружить тоже немало удивительного. В них есть люди, которые стоят в жилищных отделах с начала 80–х годов. Ни построить, ни купить квартиру реально не могут — нет денег. Зато строят те, кто стал нуждающимся, образно говоря, вчера, разделил очередь на всех членов семьи и получил или получит (даже не сомневаюсь) несколько квартир. Самое неприятное, что за мой и ваш счет. По этим приметам, получается, цель льготного кредитования — вовсе не помощь малоимущим, а в первую очередь поддержка дешевыми кредитами строительного комплекса и привлечение инвестиций граждан, имеющих возможность всеми правдами и неправдами конвертировать свободные денежные средства в дешевые квадратные метры. Но кому это надо, кроме тех, кто научился делать на льготных кредитах бизнес?