«Белые пятна» на дорожной карте . 21.by

«Белые пятна» на дорожной карте

22.02.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В Беларуси пересмотрели подходы к возведению объектов придорожного сервиса

Человека, как известно, встречают по одежке. А если дело касается целой страны, то первое, на что обращают внимание приезжие, — это ее возможность накормить гостя. И если с общепитом в крупных городах Беларуси все в порядке, то придорожный сервис продолжает огорчать гостей нашей страны «белыми пятнами» на карте. Тем не менее специалисты готовы констатировать: в последнее время ситуация стала выправляться, а инфраструктура дорожной сети пополняться точками, где можно не только заправить автомобиль, но и перекусить, принять душ, сходить в туалет и даже остаться на ночлег. Как надлежит развивать такое направление услуг, как придорожный сервис, обсуждалось на последней совместной коллегии сразу трех министерств — транспорта и коммуникаций, спорта и туризма и торговли.

Мальчики — налево, девочки — направо

«Начиная с прошлого года Министерством транспорта и коммуникаций совместно с другими министерствами и ведомствами ведется непрерывный диалог по актуальным и проблемным вопросам дальнейшего развития придорожного сервиса, — напомнил глава этого ведомства Иван Щербо. — Уже вошло в практику делиться мнениями и проблемами в ходе совместных совещаний». Вместе с тем глава Минтранса напомнил: в январе 2012 года в ходе заседания Президиума Совмина министерство подверглось жесткой критике со стороны правительства при рассмотрении вопроса развития придорожного сервиса на республиканских автодорогах. Перед Минтрансом, облисполкомами и другими госорганами были поставлены четкие задачи и задано направление работы на 2012-й и последующие годы. «Необходимо понимать важность проводимой нами работы по причинам значительного изменения ситуации в стране в целом. Речь идет об интеграционных объединениях, в которые вступает Беларусь, об открытии дополнительных рынков для товаров и услуг, об увеличении транзитного передвижения туристов и грузов по территории нашей страны», — отметил министр.

Ситуация, когда туристы из экскурсионного автобуса гурьбой бегут в лес, но не для того, чтобы полюбоваться игрой солнечных лучей на стволах сосен и берез, а по другой, вполне понятной причине, у нас совсем не редкость. Специалисты винят в этом несоблюдение социального стандарта, по которому давно живут большинство государств Западной Европы, в том числе и те, которые не относятся к транзитным. Согласно нормам пункты постоя должны располагаться на расстоянии 100—200 километров друг от друга, АЗС — 20—50 километров, СТО — 50—100 километров, пункты питания — 30—50 километров, стоянки — 15—50 километров, площадки для отдыха — 15—50 километров. У нас же все далеко не так благополучно. Как отмечает первый заместитель министра торговли Александр Забелло, объекты придорожного сервиса размещаются по дорогам крайне неравномерно и, как правило, стараются ютиться вблизи крупных городов. К примеру, на главной дорожной «артерии» страны — трассе М-1/Е30 в Кобринском, Березовском, Ивацевичском и Барановичском районах есть участки, где между двумя объектами сервиса расстояние составляет по 60—70 километров. «А на дороге из Пинска в Лунинец вообще отсутствуют объекты питания, — говорит Александр Забелло. — Вообще, наши области очень неравномерно закрывают карту придорожного сервиса — наибольшее количество объектов находится в Минской области, здесь их 147, далее следуют Гомельская и Витебская — по 73. Но вот что удивительно: именно эти регионы и отличаются наибольшей активностью в части открытия новых объектов, а вот отстающие Гродненская и Могилевская, где объектов и без того явно не хватает, весьма инертны».

Как поясняют в Министерстве торговли, на карту белорусского придорожного сервиса на сегодняшний день нанесена уже 1091 точка. Примерно 400 из них — это автозаправочные станции, 441 — пункты общепита. Ежегодно сеть объектов придорожного питания увеличивается на 6,5 %, за предыдущий год открыто 43 таких заведения, поясняют в ведомстве. Наиболее активно сфера развивается в Минской и Витебской областях — здесь появилось соответственно 14 и 10 новых объектов питания. Между тем в ведомстве давно замечали: предпринимателям стоит взять на вооружение стратегию, которая оправдала себя в европейских странах, — возводить комплексные объекты, где путешественники смогут получить максимально широкий спектр услуг, начиная от посещения туалета и заканчивая ночевкой в придорожной гостинице. В минувшем году на дорогах Беларуси прекратил свое существование 21 объект общественного питания. Неудачи в бизнесе, конечно, случаются, но в этой отрасли они явно выходят за пределы статистической погрешности. Не в последнюю очередь так происходит и из-за того, что бизнесмены смогли предложить проезжающим весьма ограниченный спектр услуг и в итоге прогорели.

В Минторге считают, что объектов общепита на дорогах страны сегодня пусть с натяжкой, но все же хватает для того, чтобы обеспечивать услугами транзитных пассажиров и туристов хотя бы на минимальном уровне. А вот качество предоставляемых услуг зачастую не отвечает необходимым требованиям. Одной из главных проблем в ведомстве, в частности, называют недостаточное развитие системы безналичных расчетов. К настоящему моменту только 50 % торговых объектов на автодорогах предоставляют возможность оплаты услуг с использованием банковского «пластика». В этой связи в Минторге предлагают подготовить дополнения в соответствующее постановление правительства и Нацбанка, чтобы обязать все объекты придорожного сервиса устанавливать платежные терминалы для возможности безналичной оплаты услуг. Такой же вопрос возникает и в случае, если иностранцы пытаются расплатиться наличной валютой — обменник на белорусских дорогах днем с огнем не сыщешь, значит, следует пересмотреть подходы к приему платежей наличкой, разрешив представителям придорожного сервиса взимать плату с клиентов в долларах, евро, российских рублях или украинских гривнах.

Регулирование на европейском перекрестке

Несмотря на увеличения числа точек придорожного сервиса, все равно в стране до сих пор так и не созданы необходимые условия для привлечения не только иностранных, но и отечественных инвесторов в этот сектор экономики. Сеть придорожной инфраструктуры по-прежнему формируется в основном за счет объектов государственной формы собственности и потребкооперации. Предприятия, подчиняющиеся концерну «Белнефтехим» и Белкоопсоюзу, занимают 20 % и 30 % рынка придорожного сервиса соответственно. Между тем в Минтрансе уверены, что предпосылки для мощного рывка в создании по настоящему современной сети на республиканских дорогах в ближайшие 3—4 года уже созданы. «Как известно, были разработаны и утверждены годовые планы размещения объектов придорожного сервиса на 2012—2015 годы по каждой области. Были составлены схемы размещения комплексов сервисных услуг, расположенных в городах по классификации объектов, приведенной в постановлении Совмина № 1326», — напомнил Иван Щербо.

В Минтрансе признают, что нежелание предпринимателей идти в «придорожный» бизнес не в последнюю очередь связано с бюрократическими проволочками. В различных инстанциях необходимо согласовывать документацию, касающуюся места размещения объекта сервиса, его архитектурно-дизайнерского оформления. На выдачу технических условий на разработку проектно-сметной документации иногда уходят месяцы, а то и годы. Такое выдерживают не все. После многочисленных хождений в согласующие органы потенциальные организаторы придорожного сервиса отказываются заниматься этим бизнесом. «Необходимо отметить, что сегодня решение о выделении земельного участка для этих целей выносится районным исполнительным комитетом. Основные опасения Минтранса с учетом многолетней работы со службами райисполкомов связаны с невысоким уровнем квалификации и юридической подготовки специалистов. Нужно обратить внимание в этом случае на то, что на магистральных республиканских автомобильных дорогах с индексом «М» и «М/Е» допускается строительство дополнительных видов объектов в местах размещения существующих комплексов, даже если генеральной схемой эти объекты для размещения в этих местах не предлагаются. То есть если объект существует и есть обустроенный съезд к нему, то развивать этот объект путем строительства новых зданий и сооружений можно без ограничений», — поясняет директор Департамента «Белавтодор» Анатолий Лытин.

В Минтрансе заметили: в условиях вступления Беларуси в Единое экономическое пространство отмечается рост заинтересованности от инвесторов по строительству в республике новых объектов сервиса. В первую очередь речь идет о приходе российских нефтеперерабатывающих компаний «ТНК-ВР», «Татнефть», «Газпромнефть» и белорусской «А-100». «В результате мы ожидаем создания так необходимой конкуренции в сфере услуг придорожного сервиса. И конкуренция здесь будет нарастать в связи с тем, что по уровню цены на топливо компании конкурировать не могут. Им остается привлекать потребителей дополнительными услугами и качеством обслуживания», — уверен Анатолий Лытин. В свою очередь в Минторге отмечают, что к концу 2015 года на автодорогах Беларуси будет введено в эксплуатацию более 100 новых объектов питания.

На снимке: кафе «У кургана».

 

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Пересмотрены подходы к возведению объектов придорожного сервиса
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика