Строчка между Швейцарией и Гонконгом
22.02.2012
—
Новости Общества
|
Такую позицию Беларусь способна занять в мировых рейтингах Традиционно наша страна уделяет немало внимания вопросам промышленного и сельскохозяйственного производства, развитию сектора информационных технологий. А вот развитие таких серьезных сегментов рынка, как международная торговля, экспорт консалтинговых, логистических и правовых услуг, авторских и других прав, связанных с интеллектуальной собственностью, практически выпало из поля зрения экономических властей. Между тем в рейтинге по международной торговле мы находимся на 127-м месте. Получается, Беларусь не использует в этой сфере свой научный потенциал, образовательный уровень и географическое положение? Нужно уточнить, что ряд наиболее активно развивающихся государств мира сегодня имеют до 70 % своего национального валового продукта и поступлений в бюджет от вышеупомянутых видов деятельности. У нас же для осуществления подобных международных торговых операций используются предприятия третьих стран. Понятно, что при этом экономика Беларуси недополучает серьезные финансовые ресурсы. Приведу пример: предприятие, являющееся эксклюзивным поставщиком технологического оборудования из Китая и имеющее клиентов в Украине, Латвии, Литве, Польше, к сожалению, не может выступать от своего имени посредником — поставщиком товара напрямую из Китая в адрес потенциальных клиентов без поставки оборудования на таможенную территорию Беларуси. Эта компания даже не может оказать сервисные услуги от своего имени польскому заказчику, задействовав специалистов сервисного центра в Литве, ведь в данном случае речь идет о перепродаже услуги! Согласно нормам национального законодательства, в случае если белорусское предприятие, скажем, закупает товар в Польше, чтобы поставить его, допустим, в Туркменистан, оно должно ввезти этот товар на территорию Беларуси, растаможить и затаможить его и только после этого экспортировать покупателю. Понятно,что подобная торговая операция из-за возрастающих накладных расходов теряет всякий смысл. И не стоит удивляться тому, что подобные сделки сегодня чаще оформляются через компании других государств. Вхождение Беларуси в тридцатку государств, обеспечивающих наилучший деловой климат, давно уже стало чуть ли не национальной идеей. Во всяком случае, цель подняться повыше в известном списке Всемирного банка «Doing Business», однозначно, стала одним из столпов развития всей национальной экономики. Требуют этого и отдельные положения президентской Директивы № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Но успеха на этом поприще снискать стране пока не удается: по оценке того же Всемирного банка, налоговая система Беларуси последние три года занимала нижнюю строчку. Только в 2011 году удалось уйти с последнего места, и сейчас мы на 156-м. Между тем наши ближайшие соседи из стран ЕС — Латвия, Литва и Польша, а также партнеры по ЕЭП занимают в этом рейтинге гораздо более высокие места. А Казахстан так и вовсе смог обеспечить себе 13-е место. Если подобная ситуация будет продолжаться и далее, то с учетом интеграционных процессов и вхождения Беларуси в Единое экономическое пространство большинство эффективно работающих предприятий, не завязанных на ресурсах Беларуси, будут выведены за пределы нашей страны. Как показывает мировой опыт, в настоящий момент в выигрыше находятся государства, мобилизующие и использующие потенциал не только своей страны, но и мирового капитала, предоставляя взамен благоприятные условия для развития, гарантии невмешательства в хозяйственно-финансовую деятельность, уважение деловой активности, защиту интересов инвесторов и предпринимателей. Какие же механизмы нужно внедрить в Беларуси, чтобы финансовая система стала более эффективной и страна могла достойно конкурировать в гонке за мировые финансовые ресурсы? Можно выделить два основных подхода к созданию механизмов правового регулирования налоговой и финансовой систем. Первый — это разработка собственной финансово-экономической модели, но в процессе ее реализации и апробации могут возникнуть неожиданные проблемы. Беларусь пошла по этому пути, и в результате мы имеем одну из самых малоэффективных налоговых систем в мире, которая явилась одним из катализаторов валютного кризиса, разразившегося в минувшем году. Действующее налоговое законодательство не только не стимулирует, но и серьезно сдерживает развитие экономики. Вносимые изменения в Налоговый кодекс могут рассматриваться только как косметический ремонт, не изменяющий сущность существующей налоговой системы. Есть и второй подход: на основе анализа существующих моделей определить для себя наиболее эффективный и апробированный временем механизм для реализации. Представляется, что для решения поставленных задач Беларуси оптимально подходит финансовая система Гонконга, показавшая свою жизнеспособность на практике, хотя для многих такой подход может показаться и крамольным. В основу законодательных инициатив предлагается положить уже апробированный, эффективно работающий опыт Швейцарии и Гонконга. В современных условиях одним из преимуществ Беларуси является то, что есть возможность оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию. В настоящее время подготовлен проект Указа главы государства «О дополнительных мерах стимулирования международной торговли, экспорта научно-технической продукции, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, услуг и работ». Его реализация может явиться тем шагом, который существенно улучшит инвестиционную привлекательность республики, а также обеспечит более эффективную систему привлечения международного капитала, дополнительных финансовых ресурсов без снижения существующей налогооблагаемой базы. Законопроект исключает оценку деятельности предприятий как офшорную, согласуется со всеми международными соглашениями по субсидиям и компенсационным мерам. Документ призван предусмотреть ряд мер, которые позволят Беларуси стать центром международной торговли Европы, обеспечить развитие деятельности юридических лиц, направленной на осуществление экспорта научно-технической продукции, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, услуг и работ, развитие предпринимательской инициативы, стимулирование деловой активности и привлечение иностранных инвестиций. Подобные подходы решили бы проблему доступности для понимания инвесторами конкретных условий работы на рынке Беларуси, полностью исключили бы вмешательство контролирующих и проверяющих органов. Этот документ должен являться законодательным актом прямого действия, не имеющим отсылочных норм и, самое главное, предусматривающим серьезные гарантии для инвесторов и юридических лиц, осуществляющих указанные виды деятельности. Уникальность данного предложения заключается и в том, что его реализация не требует для Беларуси никаких дополнительных финансовых затрат и вложений, не снижает налогооблагаемую базу, так как поступления в бюджет от указанных видов деятельности практически отсутствуют. Реализация данной идеи призвана привести к аккумуляции в Беларуси денежных ресурсов не только белорусских, но и мировых компаний, а также значительно снизить отток капитала. Стимулирование осуществления в Беларуси подобных видов деятельности позволило бы банкам иметь дешевые ресурсы и обеспечить значительное снижение процентной ставки за пользование кредитными средствами как для населения (что сегодня является очень актуальным), так и для предприятий. В течение 2012—2017 годов в экономику страны можно дополнительно привлечь более $ 30 млрд. и создать не менее 50 тыс. новых рабочих мест. Это, безусловно, очень сложная, но вместе с тем и реально выполнимая задача, при условии принятия нескольких новаторских законодательных и административных решений. Кроме того, с учетом острого дефицита валютных средств особое значение приобретают косвенные поступления в бюджет, а также выгоды от банковской и финансовой деятельности и снижения процентной ставки по кредитам, что предполагается в пределах $ 4 млрд. Многие из нас в своей жизни неоднократно слышали выражение «экономическое чудо». Примеров тому много — Швейцария, Гонконг, Сингапур. Но вот вопрос: считать ли в данном случае резкий экономический рост именно чудом? Проводимый анализ функционирования финансовых систем ряда государств Европы и Азии указывает на то, что весь секрет успеха заключается в том, что эти государства отошли от стереотипов в мышлении, связанных с построением и функционированием своих финансовых систем. Сергей БАЛАШЕНКО, доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета БГУ, председатель Международного арбитражного суда «Палата арбитров при Союзе юристов» Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как нашей стране подняться в мировых экономических рейтингах? |
|