Вспоминаю, как девочка лет шести спросила в Томашовском музее космонавтики — это на родине Петра Климука — зачем люди летают в космос. Школьный экскурсовод серьезно начал рассказывать ей заученный текст, но учительница прервала: «Чтобы знать погоду». Девочка нашлась и заставила всех рассмеяться: «Пока космонавты домой прилетят, погода изменится». Это было давно. Нынче даже анекдоты по поводу прогнозов погоды уже не столь смешные, как тогда. Прогнозы весьма точные, и метеорологов мы ругаем все реже. Но ведь иногда все же заслуженно...
Сегодня мы ждем едва ли не почасового расклада «осадки — температура» на месяц вперед. Умение предсказывать атмосферные явления имеет большое практическое значение. О рисках в сельском хозяйстве или регионах с коварными реками вроде полесской Горыни — отдельный разговор. Для каждого из нас важно знать, что завтра будет в конкретном месте и в конкретное время. Чтобы обуться по погоде, зонт прихватить, чтобы не попасть в автомобиле в шторм, чтобы стариков в деревне предупредить: «Не ходите в лес, после обеда — гроза». Ведь департамент по гидрометеорологии объединяет 4 республиканских центра и 5 областных, и они должны не только угадывать завтрашние показания термометра, но еще вести радиационный контроль и экологический мониторинг — почвы, воды, воздуха.
К слову, экологи утверждают, что небо над городами Беларуси куда чище, чем в Западной Европе. И радоваться бы мне, потому что Брест и область не вошли даже в десятку самых загрязненных белорусских территорий по результатам исследований минувшего года. Но Комитет госконтроля Брестской области дал повод задуматься о качестве мониторинга.
Вот вроде бы хорошая новость: в конце про шлого года в Бресте введена в эксплуатацию станция измерения загрязняющих веществ в воздухе. Она позволяет в режиме реального времени получать данные. Тогда почему на сайте Брестоблгидромета никакой открытой информации о положении «воздушных» дел до сих пор нет?
В Барановичах дышится легко — это мое мнение. Но если местный предприниматель, решивший завлекать гостей чистым воздухом в агроусадьбу вблизи города, захочет больше узнать о ситуации, сделать ему это будет непросто: оборудование стоимостью полмиллиарда рублей у барановичских метеорологов есть, работы нет. Два стационарных поста и аналитическая лаборатория в Барановичах не работают. А ведь должны были больше года назад стать на службу радиационно–экологического мониторинга Брестоблгидромета.
Областная служба погоды еще в 2010 году заключила договор аренды с барановичскими коммунальниками для размещения лаборатории. Теперь расторгает. Оказалось, арендовали совсем неподходящее помещение в жилом доме. Чтобы обустроиться там, нужна вытяжка высотой 9 этажей, а это слишком дорого. Почему не думали раньше?
За бесполезную аренду Брестоблгидромет рассчитался. И начальнику лаборатории (которой, напомню, нет) платил. Причем не одну зарплату, а с премиями, в том числе «за сложность и напряженность в труде».
Вот такая досадная история неэффективного использования бюджетных средств вскрыта специалистами КГК. Она никого из нас на первый взгляд не должна тревожить. А с другой стороны — я, мои соседи, вы, уважаемые читатели, — каждый вправе знать не только завтрашнюю температуру, но и каким воздухом дышит в Бресте, Барановичах, Гомеле, Минске, Миорах или Ивье. Не так ли?
После проверки КГК разбираться с «забытым» оборудованием надлежит новому руководителю Брестоблгидромета. А мы давайте будем радоваться жизни: воздух пахнет все–таки весной. Скворцы в Брест прилетели еще в конце февраля. Вчера видела в небе гусиный клин — оживают озера и реки. В Каменецком районе начались полевые работы.
Что там в метеосводках на ближайшие дни? Небесная канцелярия с подачи республиканских метеорологов обещает греющие душу плюсы по всей стране. Серьезных подтоплений территорий в результате весеннего разлива рек в Брестской области не ожидается, обещают их брестские коллеги.