Пинчан приглашают поучаствовать в создании фотоальбома
16.03.2012 17:30
—
Новости Общества
|
Пинчан приглашают поучаствовать в создании фотоальбома
У пинчанина есть прекрасная коллекция фотографий и открыток старого Пинска и всего пинского региона, а также портретов их жителей начиная с конца XIX века. Но Вячеслав категорически отказывается называть себя коллекционером, историком или краеведом. Себя он определяет так: "Фраза не моя, но выражает мое отношение к событиям и свидетельствам прошлого и моей работе. Звучит она так: "Постовой по истории". Таким себя и ощущаю".
Вячеслав расшифровывает свою позицию: "Я, конечно, влюблен в фотографию. Но в первую очередь меня интересует все, что связано с тем или иным снимком, как его можно "развить" с помощью других фотоснимков и исторических данных. Но ни в коем случае не накапливать определенное количество раритетов. Их надо знать и изучать, но не копить ради удовлетворения собственного тщеславия". И как пример рассказал историю с внешне скромным снимком, выполненным Зофьей Хоментовской в 1932 году: "Озеро. Парахонск". Кто такая Хоментовска? Выяснилось, что происходит она из древнего славянского княжеского рода Друцких-Любецких, фотографировала и Полесье, и разрушенную в годы Второй мировой войны Варшаву, а затем внезапно исчезла из поля зрения даже историков польской фотографии, поскольку последние тридцать лет жила в Аргентине. Благодаря в том числе и Вячеславу Ильенкову, имя Хоментовской вернулось в польское фотоискусство. Пинчанин по следам своих розысков написал даже сценарный план документального фильма о землячке: "Он "благополучно" пролежал в редакциях "Беларусьфильма" восемь лет. После того как пост министра культуры занял Павел Латушко, была проведена ревизия заявок. И в итоге при поддержке государства и частных инвестиций один из ведущих документалистов Беларуси Юрий Гурулев снял фильм "Летопись в лучах света" (он озвучен на русском, белорусском и польском языках), который уже успел получить приз одного из международных фестивалей". Впрочем, рассказывая о Хоментовской, Вячеслав открывает шикарный фотоальбом, посвященный ее жизни, с репродукциями снимков ее авторства, изданный недавно в Польше. И добавляет: "Вот фото самой Хоментовской, сделанное в Парахонске, – преодоление женщинами реки вброд. В это же время там гостил классик польской фотографии, как его называют в соседней стране, – "отец польской фотографии" Ян Булгак, снимавший в основном Полесье. Он в тот же день сделал подобный снимок, и мне удалось его найти. Но у Зофьи это, так сказать, "жанровая" фотография, а Булгак нашел сюжет. Тонкая грань между мастеровым и мастером. Вот найти такие нюансы в фиксации прошлого – моя задача". Любопытно, что в предисловии к фотоальбому, посвященному Хоментовской, польские коллеги назвали Вячеслава в числе иных профессором. На самом деле пинчанин в третьем поколении (чем заслуженно гордится) научных званий не имеет. После окончания техникума мог стать мелиоратором, но выбрал стезю журналиста, и не только пишущего, но уже пять лет как фотографа газеты "Пiнскi веснiк". С начала 90-х годов объездил практически все деревни Пинского района и ряда прилегающих – некоторые находки из общения с местными старожилами уже нашли свое отражение в публикациях, другие ждут своего часа. А некоторые из старых фотографий, поступившие к Вячеславу Ильенкову, стали поводом к празднованию юбилеев. Так, в минувшем году в Пинске отмечались 100-летия этнографических фотосессий на Полесье, появления в городе первых синематографа и концертного зала. Основанием послужили точно датированные старые снимки из коллекции журналиста. Кстати, в основном фотографии и открытки, нашедшие "приют" у Ильенкова, путешествуют по выставкам. Дома практически ничего не хранит: "Не хочу квартиру превращать в музей, поэтому, наверное, и не коллекционер". Глядя на раритеты, не мог не поинтересоваться: "Откуда вещички?" Коллега не стал скрывать: "В основном подарки и снимки, отданные на хранение. Поверите, иногда прихожу, а на столе лежит стопка старых снимков. Спрашиваю у коллег – отвечают: "Принес неизвестный, для Ильенкова". Некоторые нахожу буквально на мусорках. Недавно в руки попал альбом, в котором зафиксирована жизнь пинской семьи в 50-60-х годах. Не хвастаюсь, но с каждым из них я стараюсь поработать. И большинство из находок появляются в том или ином проекте "Пiнскага веснiка" или музейных экспозициях". Сейчас Вячеслав Ильенков начал курировать новый проект в своей газете: "Напишем историю вместе". Итогом его должно стать издание "Народного фотоальбома", приуроченного к 915-летию Пинска. Над этим проектом журналисты "Пiнскага веснiка" работают совместно с РИА "Вечерний Брест". Нет сомнений, что альбом, посвященный Пинску, будет востребован не только горожанами, но и многочисленными гостями. В нем будут помещены снимки начиная с конца XIX века и до 1960 года. Любой житель Пинска, да и иной, имеющий "пинские" фотографии, может предоставить их для публикации. Обращаться в редакции. Для "затравки" Вячеслав предоставил три фотографии из своей коллекции, которые он осторожно охарактеризовал: "По моим сведениям, публикуются впервые и отражают три периода истории города, которые могли быть зафиксированы “светописью”".
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
У пинчанина Вячеслава Ильенкова есть прекрасная коллекция фотографий и открыток старого Пинска и всего пинского региона Сотни статей Вячеслава Ильенкова,... |
|