«Вольным стилем — со школьной скамьи!» — вот так, четко и недвусмысленно, с недавних пор поставлена цель перед средней школой. У Евгения Емельянова, начальника команды — старшего тренера национальной команды по воднолыжному спорту, по поводу того, как почувствовать себя рыбой в воде, есть целая философия. Мастер спорта СССР, неоднократный чемпион и рекордсмен Белоруссии, он уже более 40 лет обучает детей и взрослых этому искусству. Ведь и тем и другим умение плавать просто необходимо, считает Евгений Прокофьевич: непреодоленный страх перед водной стихией способен бросить тень на всю оставшуюся жизнь. Как же нам подступаться к такой непростой задачке?
Вернуться к природе
Плавание сейчас относят к приобретенным свойствам. «Почему? Ведь это чисто природное качество!» — удивляется Евгений Емельянов. В его практике встречаются дети, которые сразу же держатся на плаву на глубоком месте, а за 2 — 3 занятия начинают плыть. Но и у тех, кто поначалу боится оторваться от бортика, это качество тоже заложено. Надо просто уметь его найти, уверен тренер: «Вывести человека из состояния, когда он не воспринимает воду, — во многом психологическая задача, и в подавляющем большинстве — индивидуальная. Поэтому групповые занятия зачастую не дают эффекта. Думаю, вы знаете людей, которые десятилетиями боялись войти в воду, ведь плавание связано с ощущением бездны, глубины. Но, на мой взгляд, эта боязнь будет преследовать человека везде, чем бы он ни занимался». Вот упала капля дождя — он сжался. Залез в озеро — испытывает тревогу. А когда приходит в бассейн, весь в таких тисках, что не воспринимает то, что ему объясняют. Еще бы, ведь он оказался во враждебной среде!
От коллег, работающих в вузах, Евгений Прокофьевич знает, что от 30 до 50 процентов студентов или не умеют плавать, или слабо держатся на воде. И количество таких постоянно растет. А ведь вода способна не только гармонизировать физическое и душевное состояние, но и приносить огромное удовольствие. «Тот, кто отказывается от плавания, даже не подозревает, чего себя лишает, какая это радость — почувствовать себя своим в этой стихии!» — восклицает «играющий тренер». Задачу подружить с ней человека он считает важнейшей. И неплохо, если бы это происходило с детства.
Время убирать камни
Для того чтобы первый визит в бассейн не стал стрессом, еще дома нужно пройти подготовительный этап приучения ребенка к воде, и тут главная забота — у родителей.
Для начала нужно просто смачивать лицо водой и не вытирать его, дать высохнуть. Те, у кого нет привычки, будут испытывать дискомфорт, стремиться дотронуться до лица. Нужно попробовать себя заставить этого не делать.
Следующий этап — не закрывая лицо, стоять под небольшой струей воды. И при этом смотреть и видеть, слушать и слышать. Разговаривать, дышать, читать стихи, петь. Постепенно надо достигнуть той же свободы при большом потоке.
Все этапы контакта воды с глазами, ртом, носом, ушами, волосами надо прочувствовать дома, с мыслью, что все то же самое происходит и на «большой воде». Войдя в бассейн, вы встретите уже знакомые ощущения. Именно первичное привыкание, по наблюдениям Евгения Емельянова, чаще всего и становится камнем преткновения. Например, попала во время занятия на лицо вода — и все, человек в ступоре: ему надо встать на ноги и вытереть лицо. Поэтому–то Евгений Прокофьевич советует начинать обучение в бассейне без очков. Кстати, подобрать их, чтобы было комфортно, крайне сложно: обводы глаз у всех разные. А давящие экземпляры только добавят дискомфорта ученику. С этой же точки зрения лучше заниматься не в резиновой, сжимающей голову шапочке, а в матерчатой. Иногда обучение тормозит элементарная стеснительность, и на этот момент у нас почему–то не принято обращать внимания. Инструктору это надо обязательно учитывать.
Оторваться от дна
Плавать и плыть — разные вещи. Первая означает способность оторваться от дна, держаться на воде. Даже в силу наших природных особенностей, делая загребающие, хватающие, царапающие движения, мы уже способны передвигаться. Всем известно плавание «собачкой» — яркий пример природных способностей. А вот искусство плыть подразумевает умение делать гребок, правильно дышать. Надо сказать, что далеко не каждый пловец может обучить другого: новичок не знает, что спросить, а умелый — что подсказать. Конечно, идеально, чтобы учитель находился с учеником в воде, именно по такой методике и работает Евгений Прокофьевич: «Пять человек сразу обучать невозможно. Первые шаги привыкания к воде должны быть в минимальных группах — по двое, трое. А в принципе, все элементы настолько простые, что, если ученик включился в занятие и начал их выполнять, они осваиваются буквально за несколько минут!» По мнению Евгения Емельянова, людей, которым это умение не дано, нет.
Конечно, к каждому школьнику личного учителя не приставишь, но если групповой подход не будет разумно скомбинирован с индивидуальным, вряд ли все ученики у нас поплывут. Доказательство тому можно видеть каждое лето на любом водоеме. Большая часть 30 — 40–летних «бывших советских школьников» предпочитает плескаться у бережка, не теряя опору под ногами. А ведь всех их пытались научить плавать в школе!
Прямая речь
Павел Непряхин, начальник управления физической культуры Министерства спорта и туризма:
— Сейчас нам предстоит изучить базу, свои возможности, чтобы с 1 сентября начать обучение школьников плаванию. В 2011 году в стране было 278 плавательных бассейнов, большинство — в областных городах. Мы испытываем острый дефицит в таких сооружениях, особенно в сельских районах. По планам, эта проблема должна практически решиться к 2015 году. Ведь если в сельском районе есть бассейн, его достаточно для всех желающих. Например, в Логойске, Белыничах они имеются, и дело только за тем, чтобы организовать подвоз детей из деревень. В прошлом году комплекс с бассейном был построен в Молодечно, появились ФОКи в Любани и Борисове. Что касается инструкторов, то для обучения плаванию их у нас хватает. В Университете физической культуры есть общий курс, обязательный для всех студентов–очников, он включает и методику обучения плаванию. Все выпускники имеют право работать с детьми на воде. По большому счету, с этой задачей может справиться подавляющее число учителей физкультуры.
Но свою задачу мы видим шире. Ратуем за то, чтобы вернуть третий урок физкультуры в неделю в школу. Ведь подсчитано, что объем достаточной физической нагрузки у наших школьников снизился на 15 процентов... Еще в 1989 году у нас проводилось уникальное исследование на базе копыльской школы № 2, где урок физкультуры сделали ежедневным. В итоге, по сравнению с контрольной школой № 3, где физическая нагрузка была обычной, выяснилось: у детей, участвовавших в эксперименте, было явное преимущество и по индексу здоровья, и по продуктивности умственной деятельности. Часто болеющих первоклашек там просто не было, в отличие от другой школы, где таких набралось 10 процентов.