В Минске между улицей Нововиленская и Свислочью находится массовое захоронение военнопленных и гражданского населения — узников концлагеря «Дрозды». Сейчас прямо в границы охраняемой территории с двух сторон упираются траншеи с уложенными в них бетонными лотками, судя по всему, работы временно приостановлены.
Корреспондент БелаПАН приехал сюда вместе с председателем совета минского отделения общества «Мемориал» бывшим узником ГУЛАГа Владимиром Романовским.
«Мы находимся у захоронения «Дрозды», — рассказывает он, — южнее нас располагался в годы Второй мировой войны большой концлагерь на 150 тысяч человек. А здесь было место расстрела военнопленных — вот, рядом, ров с захоронением на 10 тысяч человек под названием «Ручей крови». Мы обнаружили, что здесь ведутся работы по прокладке каких-то коммуникаций, которые остановлены в 10-15 метрах от братской могилы. Кстати, она официально зарегистрирована, ее длина — более трехсот, а ширина — около трех метров».
Согласно историческим данным, в первых числах июля 1941 года вблизи деревни Дрозды, что находилась тогда в двух-трех километрах от Минска, на территории совхоза имени Крупской, фашистами был создан один из первых в Беларуси концлагерей.
«Накануне ни в горисполкоме, ни в райисполкоме нам толком так и не ответили, кто и почему тянет коммуникации через охраняемое место, — продолжает Романовский. — Единственное, что нам сообщили, — что прокладывают какую-то электросистему и что этот проект якобы согласован с Министерством культуры. Но мой звонок в Минкультуры показал, что и там об этих работах не знают».
Правда, представителю «Мемориала» сообщили, что траншея будет заглублена не более чем на 70 см, хотя уже сейчас видно, что ее глубина не менее двух метров.
«Боюсь, что строители могли вскрыть и само захоронение, — допускает Романовский, — потому что глубина уже такова, что вот-вот могут появиться останки людей, которые здесь захоронены. <…> Я уверен, что строители абсолютно не представляют, где здесь проходит этот ров с братской могилой».
Границы братской могилы обозначены деревянными табличками, установленными учащимися 104-й средней школы, которые шефствуют над захоронением.
«После регистрации этого захоронения в конце прошлого — начале нынешнего года, — сообщил Романовский, — мы обратились в посольства государств — бывших республик Советского Союза, а также Израиля. В надежде на то, что мы могли бы совместно решить вопрос обустройства этого места. Ведь лежащие здесь военнопленные — это интернационал. Но прошло три месяца, а ни одного ответа не поступило».
По мнению представителя «Мемориала», если строительную траншею действительно необходимо протянуть в этом месте, выход лишь один — цивилизованно провести здесь эксгумацию останков.