В Беларуси планируется к концу 2015 года обеспечить половину рынка лекарствами отечественного производства. Производители утверждают, что белорусские лекарства по качеству не хуже импортных, но дешевле, благодаря чему потребители и отдают предпочтение именно продукции made in Belarus.
Больше дженериков — хороших и разных!
К 2015 году в Беларуси обеспеченность населения лекарствами отечественного производства планируется довести до 50% в денежном выражении, сообщил в конце марта министр здравоохранения Василий Жарко. Сейчас этот показатель не дотягивает и до 30%.
«Наши лекарства не хуже импортных. Все наши исследования показывают, что, во-первых, они доступнее по цене, а по качеству идентичны зарубежным аналогам», — подчеркнул Василий Жарко.
Министр напомнил, что в ноябре 2011 года начал работать Департамент фармацевтической промышленности Минздрава. Основной целью этой структуры, по его словам, является обеспечение населения доступными лекарствами отечественного производства, а также координация деятельности в области разработки и производства фармпродукции.
И все бы хорошо, однако сказать, что белорусы безоговорочно доверяют отечественному фармпроизводителю нельзя. Даже вопросы, которые задавались во время посвященной этой теме онлайн-конференции на сайте БЕЛТА, показали, что наши люди с настороженностью воспринимают перспективу перехода на белорусские заменители импортных лекарств.
Заместитель министра здравоохранения — директор Департамента фармацевтической промышленности Геннадий Годовальников отметил, что в Беларуси, как и во многих других странах, не стоит задачи производить все фармацевтические субстанции: «Например, в США на сегодняшний день производится всего лишь 20% субстанций для выпуска лекарств».
Остальное — дженерические лекарства, которые в Беларуси в среднем в два-пять раз дешевле оригинальных. Их производство позволяет значительно экономить валютные средства, о чем не раз заявляли чиновники.
В своей стране, отметил Годовальников, нужно производить субстанции на лекарства эксклюзивные, запатентованные: «И тогда завод или институт создает необходимую субстанцию, поскольку ее невыгодно кому-то передавать, чтобы потом не потерять монополию на свой препарат. Все остальные субстанции производятся в других странах. И это значительно дешевле».
В Беларуси производится уже 58 субстанций под препараты и 827 субстанций мы ввозим.
Замминистра также сообщил, что на базе Национальной академии наук создано подразделение химфармсинтеза, «которое будет заниматься подготовкой выпуска субстанций». По словам Геннадия Годовальникова, «запланировали в первую очередь производство 17 эксклюзивных субстанций, которые можно потом реализовать за очень большие деньги».
Что касается остальной продукции, то каждое наше предприятие запланировало выпуск 5-15 субстанций под те препараты, которые оно будет создавать.
Белорусские дженерики не хуже импортных?
Вопрос соответствия качества оригинала и дженерика на примере своего предприятия пояснила начальник отдела биологических испытаний управления инновационного развития РУП «Белмедпрепараты» Елена Литвинова.
По ее словам, «Белмедпрепараты» стремятся уже на стадии фармацевтической разработки доказать соответствие отечественного препарата дорогостоящему зарубежному аналогу: «В этом деле наше предприятие имеет многолетний положительный опыт. У нас, например, существует свой центр, занимающийся вопросами разработки и внедрения в производство новых лекарств. В его состав входят оснащенные современным оборудованием лаборатории, там работают высококвалифицированные специалисты. Они проводят комплекс исследований, включая клинические и биоэквивалентные клинические испытания. Только положительные результаты дают им путевку в жизнь».
«Ежегодно «Белмедпрепараты» выводят на фармацевтический рынок не менее 15 новых лекарств. В прошлом году их было 25, а с учетом лекарственных форм — более 35 препаратов. Благодаря реализации впервые освоенной продукции удалось сэкономить более 1,5 млн. долларов. А в этом году планируем внедрить в производство не менее 20 импортозамещающих лекарственных средств», — рассказала Елена Литвинова.
Кстати, специально для белорусских потребителей на «Белмедпрепаратах» разработали так называемую желтую карточку, которая содержит названия отечественных и соответствующих им импортных препаратов. Это дает покупателю право выбора и возможность приобрести относительно недорогое отечественное лекарство.
Начальник отдела маркетинга ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» Сергей Пономарев отметил, что белорусские дженерики ничем не уступают импортным оригиналам еще и потому, что «в стране действует двухуровневая система контроля за выпуском лекарств отечественными производителями».
Это означает, что Минздрав и сами производители отслеживают сначала качество ввозимых субстанций, а затем уже готовых лекарственных форм. В обязательном порядке перед регистрацией вновь освоенного отечественным производителем препарата-дженерика проводятся клинические испытания на его биоэквивалентность оригинальному зарубежному препарату.
«Отечественные лекарства доступны для широкого круга потребителей, — отметил Сергей Пономарев. — Зачастую ценовая разбежка между белорусскими и зарубежными средствами достигает двух и более раз».
Лучше качество — выше цена
На отечественные лекарства-дженерики в Беларуси переходят не от хорошей жизни, считает практикующий врач-эндокринолог, который попросил его не называть. По мнению собеседника Naviny.by, это связано со стремлением поддержать отечественное фармпроизводство и не оставить больных в принципе без лекарств, ведь импортные лекарства не по карману значительной части населения Беларуси.
«Безусловно, чтобы делать какие-то глобальные выводы, например, о побочных эффектах наших лекарств, необходимо проводить серьезные исследования, — отметил доктор. — Однако у каждого врача есть свой опыт работы с отечественными лекарствами. Мой показывает, что, например, препарат «Метформин» белорусского и немецкого производства может вызвать неприятные побочные эффекты. И у больных, принимающих белорусское лекарство, это случается чаще. «Левотироксин» (синтетический гормон щитовидной железы) белорусского производства также воспринимается больными по-разному. Некоторых приходится переводить на немецкий препарат, в результате приема которого эффект наступает быстрее. При этом сказать, что белорусский препарат не работает, нельзя».
По наблюдениям доктора, на белорусский инсулин, который выписывают по бесплатному рецепту, чаще бывает аллергия, чем на импортный. Чтобы перевестись на импортный препарат, диабетику необходимо лабораторно подтвердить аллергию на белорусский инсулин.
Собеседник Naviny.by отметил, что «среди больных наблюдается предубеждение в отношении белорусских лекарств». «Отдавая должное их низкой цене, пациенты видят преимущества импортных препаратов, и их трудно переубедить, — говорит доктор. — Нельзя сказать, что белорусские фармпроизводители не работают над качеством продукции, однако приходится признать: разница между нашими лекарствами и европейскими чувствуется по побочному эффекту, по длительности действия».
Доктор подчеркнул: важно, чтобы у пациента был выбор — покупать оригинальный препарат или дженерик. В случае если приходится выбирать дженерик, предпочтение лучше отдавать европейским производителям с хорошим имиджем.
Кроме того, отмечает доктор, работа над качеством препаратов требует вложения в фармацевтическую промышленность средств, а выход на более высокое качество лекарств спровоцирует удорожание белорусских препаратов. «Поскольку государство не может позволить себе увеличение цены на таблетки, всё остается так, как есть», — считает собеседник.
По мнению экспертов, это связано со стремлением поддержать отечественное фармпроизводство и не оставить больных в принципе без лекарств, ведь импортные препараты...