Часть вузов Беларуси с сентября 2012 года переходит на четырехлетний срок обучения. Эксперты же считают, что система образования в результате такого перехода не станет по-настоящему двухступенчатой и не приблизится к Болонской модели.
Сокращение сроков обучения будет достигнуто за счет уменьшения социально-гуманитарного блока дисциплин. Новая концепция преподавания социально-гуманитарного блока уже утверждена Минобразования. Планируется уменьшить количество аудиторных часов и увеличить объем самостоятельной работы студентов, исключить дублирование дисциплин, которые проходят в общеобразовательных учреждениях. Каждое учебное учреждение получит право компоновать программу преподавания социально-гуманитарного блока дисциплин с учетом профиля образования, желания студентов и т.д.
Если срок обучения на первой ступени предполагается сократить, то магистратуру планируется усилить. За счет этого двухступенчатая система высшего образования Беларуси приблизится к требованиям Болонской системы, подчеркивают в Министерстве образования. При этом программы обучения на двух ступенях планируется сделать более ориентированными на практику.
Как сообщил министр образования Сергей Маскевич, нововведение не затронет студентов, которые уже обучаются в вузах. Оно будет вводиться поэтапно с 2013 года. По его словам, те, кто собирается сегодня поступать в вузы, будут обучаться по существующим ныне образовательным программам с некоторой корректировкой блока социально-гуманитарных дисциплин.
Экс-ректор Белорусского государственного университета Александр Козулин в комментарии для БелаПАН назвал происходящее в системе высшего образования «профанацией». В частности, он отметил, что и в советские времена по ряду специальностей в вузах учились четыре года, однако в университетах — всегда пять лет.
«Национальный университет не может быть переведен на четырехлетнее обучение. Аргументом против перехода на четырехлетнее высшее образование является и то, что по ряду предметов, изучаемых в вузах, объем знаний в целом увеличивается», — отметил Козулин.
Он напомнил, что переход на двухступенчатое высшее образование задумывался на основе серьезной методической базы и прогрессивных образовательных технологий в начале века. Тогда предполагалась ввести 12-летнее обучение в школе, четыре года бакалавриата и один-два — магистратуры. БГУ был переведен на двухступенчатое образование в качестве эксперимента.
Однако школу в 2009 году, повинуясь импульсивному решению руководства страны, перевели на 11-летнее образование, а в вузах так и не перешли на двухступенчатое высшее образование. Козулин отметил, что из-за этих шараханий — перехода сначала на 12-летнее образование, а затем снова на 11-летнее — «были потрачены сотни миллионов долларов, государство понесло колоссальные убытки».
Вмешательство в образование в итоге бьет по государственным устоям, подчеркивает бывший ректор. Если происходят процессы деградации в образовании, отметил собеседник, то через некоторое время все сферы жизни начинают это ощущать, поскольку оказывается, что в государстве некому генерировать идеи.
Козулин прогнозирует в связи с происходящим в сфере высшего образования падение общего уровня образования выпускников, ухудшение качества подготовки специалистов: «Если в государстве не уделяют внимания образованности, просвещенности, в различных сферах жизни наступает период стагнации, а затем и деградации, к которому, боюсь, мы приблизились».
Но есть и другой взгляд из гражданского общества. Бывший директор Национального государственного гуманитарного лицея имени Якуба Коласа, председатель Рады белорусской интеллигенции Владимир Колос, напротив, приветствует переход на четырехлетнее обучение: «То, что вбивается в головы молодых людей под видом гуманитарного образования, вредит их развитию. Молодежь в вузах вынуждена сталкиваться со сталинским подходом к просвещению. По большому счету там работают реанимированные кафедры марксизма-ленинизма».
По мнению Владимира Колоса, «чем меньше будут засорять головы идеологией, тем лучше. На мой взгляд, молодые люди в состоянии использовать для своего развития различные источники информации и самостоятельно постигать науку».
Вместе с тем собеседник считает, что власти приняли решение о сокращении сроков обучения, стремясь скорее сэкономить, чем войти в единое пространство европейского образования. Экономический кризис заставил думать, как сократить затраты на обучение бюджетников, которых среди студентов около 40%.
Колос подчеркнул, что для вхождения в Болонский процесс не имеет принципиального значения, сколько лет студенты обучаются в вузах. Принципиальны такие вещи, как автономия университетов, академические свободы. «У нас же университет — это идеологическая единица, где нет свобод и прав у преподавателей и студентов», — считает собеседник. Безусловно, соглашается он, следует думать и о поэтапности высшего образования, однако начинать этим нельзя, этим надо заканчивать.
В школах, по мнению Колоса, нужно вести речь о гимназическом и лицейском циклах обучения, а не о количестве лет обучения. У нас же в школах учатся по одним программам и изучают одно и то же. Меж тем, считает известный педагог, на предуниверситетском этапе должна быть возможность выбора специализации.
Экс-проректор Европейского гуманитарного университета профессор Владимир Дунаев, который является членом общественного Болонского комитета, подчеркивает: о перспективности новаций Минобразования можно будет судить только после детального рассмотрения учебных планов.
Дунаев считает, что необходимо переделывать все учебные планы. Иначе может получиться, что программа подготовки специалиста будет названа бакалавриатом и втиснута в четыре года обучения. Кроме того, если говорить о технической стороне перехода на Болонскую модель, необходимо вести речь об образовательных кредитах. «В противном случае, — отмечает Дунаев, — переход невозможен. Получается, надо или всерьез затевать реформу системы высшего образования, или заниматься лукавством, выдавая желаемое за действительное».
И даже если Беларусь перейдет на двухступенчатое высшее образование, подчеркивает Дунаев, это не означает автоматического перехода на Болонскую модель.
«Рабочая группа Болонского процесса, заседание которой проходило 18-19 января в Копенгагене, пришла к выводу о неготовности Беларуси присоединиться к европейскому пространству высшего образования, — напоминает профессор. — Причем не из-за технических вопросов, а потому, что в системе высшего образования страны не соблюдаются академические свободы, институциональная автономия и нет самоуправления университетов. Речь идет о конфликте ценностей, который белорусские власти предпочитают не замечать».
Таким образом, по мнению Дунаева, проблема вхождения в европейское пространство высшего образования не сводится к проблеме сроков обучения в школе и в вузах, а затрагивает всю систему образования. Если будет снижаться политизация этой сферы, у страны появится больше шансов войти в Болонский процесс, подчеркнул эксперт.