В прошлом году смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя, в нашей стране выросла на 49 процентов. Какой будет картина в конце 2012–го? Не хочется смотреть в будущее с пессимизмом, но... Наркологи буквально бьют в набат: пить начинают во все более раннем возрасте и все чаще женщины. Проблема давно приобрела национальные масштабы. И как только с ней не борются в разных регионах страны! Где–то бросивших пить поощряют премиями и надбавками к зарплате, где–то злоупотребляющих и вовсе массово кодируют со скидкой...
Бросай или проиграешь
На этом фоне жизнь работников СПК «Колхоз «Родина» Белыничского района напоминает едва ли не гармонию на острове Утопия. Каждый занят делом, на пьяные загулы времени не хватает. Умудрившихся пристраститься к стакану здесь не жалуют: пришел на работу подшофе — в конце месяца это непременно ударит по карману. Могут лишить от четверти до половины оклада. А вот если добровольно бросил пить и курить — наоборот, получишь весомую прибавку. Десять процентов за отказ от никотина, еще по 10 — за участие в спортивных соревнованиях и культурно–массовых мероприятиях. По словам главного экономиста Елены Авраменок, людям такой подход греет душу. Да и по казне колхоза доплаты не сильно бьют — наоборот, хозяйству выгодно. На больничные народ ходит реже, прогулов, как и случаев нарушения дисциплины, заметно поубавилось. Механизаторы, доярки, инженеры знают: не возьмутся лишний раз за рюмку — кому–то надбавят 100 тысяч рублей, кому–то — и все 400 тысяч. Чем не повод бросить?
Началось все с того, что председатель колхоза Александр Лапотентов сам отказался от сигарет. За ним — почти 30 его сотрудников. В общем, не только дурной, но и хороший пример очень даже заразителен. К тому же отказываться от привычек «на пару» всегда проще. Для зависимых важно чувство локтя. Но не каждый алкоголик такой пример для себя находит. Рюмка, другая, третья... Разбои на фоне белой горячки, лишение родительских прав, а дальше — прямая дорога в лечебно–трудовой профилакторий. Но прежде чем безнадежного пьяницу отправить туда, его нужно попробовать поставить на путь исправления в последний раз.
Спасительный код?
Такой шанс — исправиться — решили давать алкоголикам сотрудники УВД Витебской области. Там к делу подошли основательно: местных любителей выпивки придумали кодировать добровольно–принудительно. Сеансы избавления от тяги к спиртному проводил психотерапевт Дмитрий Сайков. Пациентов подбирали милиционеры вместе с председателями сельсоветов. Местных выпивох десятками собирали в клубах и домах культуры, откуда они выходили уже с желанием не пить никогда. Правда, надолго ли хватало? Не зря ведь перед сеансами кодирования отчаявшихся жен и матерей алкоголиков предупреждают: человек непременно сам должен захотеть. А если любителя горячительного за уши притащили к кабинету врача, никакой волшебный код не подействует. В Оршанском РОВД утверждают: чуда исцеления от алкогольной зависимости у каждого не ждали. Поначалу предполагалось, что так или иначе помочь удастся хотя бы каждому десятому, а через 8 месяцев оказалось, что эффект раз в пять больше. Конечно, месяцы, даже год — не такой уж и показатель. Но попытка никогда не помешает, уверен главный нарколог Минздрава Сергей Осипчик:
— Конечно, человека, не мотивированного на трезвость, избавить от алкогольной зависимости крайне сложно. Если пьяница идет на сеанс кодирования, а сам подумывает, как бы опрокинуть вечером с друзьями рюмку, эффективность процедуры будет намного ниже. С другой стороны, алкоголики ведь пьют ежедневно и качество их жизни с каждым днем все хуже. Страдают дети, супруги — около 70 процентов жен пьющих имеют депрессивные расстройства. А если представить, что заядлый алкоголик бросит пить пусть на три месяца, еще лучше, если на полгода, — для многих семей это ведь уже результат!
Вот еще промежуточные итоги. По статистике, на Витебщине пошло на убыль количество преступлений на бытовой почве, убийств. Сами «добровольно–принудительно завязавшие» потихоньку начинают понимать: есть другая жизнь, без рюмки. Хватит ли их веры?
Кстати
Сейчас более 1.390 человек проходят принудительное лечение от алкоголизма в ЛТП. На учете у наркологов — свыше 286 тысяч человек.
Пора взрослеть
«Бывших алкоголиков не бывает», — по себе знает давно расставшийся с выпивкой Анатолий из Дзержинска. Но, говорит, стакан с чистым спиртом снится ему частенько. Во сне он жадно выпивает его до последней капли. И сразу же становится стыдно: снова сорвался! В холодном поту просыпается, видит спящую рядом жену и понимает: алкоголики существуют в двух реальностях. В одной — по–прежнему беспробудно пьют, а в другой — уже примерные семьянины, ответственные работники, верные друзья. Чтобы не вернуться в первую реальность, Анатолий все свободное время посвящает хобби — резьбе по дереву. В гараже — специальные станки для обработки древесины, в небольшой каморке во дворе — стамески, резцы, долота, кучи стружки и опилок. Вот что значит любимое дело!
Психолог Вячеслав Цырлин тоже видит в этом один из способов избавления:
— По сути, кто такой алкоголик? Это инфантильная личность, ребенок, в чьем сознании разрушительные тенденции преобладают над созидательными. Ему трудно найти контакт с людьми, понять, чего он стоит, сформировать какие–то жизненные цели, расставить приоритеты. Свои потребности в любви, в дружбе алкоголик удовлетворяет через рюмку. Выпил — и уже на коне. А лиши его этой дозы — сразу потеряется смысл жизни. Жить и пить здесь — синонимы. Выздороветь таким людям помогает взросление. Человеку нужны в первую очередь ценности. Хотя многим кажется, что поможет именно кодирование. Но любое кодирование — это создание некоей эмоционально–стрессовой ситуации. По идее, пьющего пугают тем, что с ним произойдет что–то страшное, если он сорвется. В результате родственникам да и самому алкоголику кажется, что он вылечился. Но кодирование к лечению не имеет никакого отношения. В Европе и США это прекрасно понимают, поэтому и не используют такой метод.
Методом проб и ошибок
У нас в стране, как, впрочем, и в соседних государствах, решившие завязать со спиртным радуются любой возможности. Например, один российский центр предлагает родственникам пьяниц заманчивый вариант. «Хотите, чтобы ваш родной человек не пил?» — пишут на сайте и предлагают вылечить больного без его согласия (!). Мол, такой метод давно зарекомендовал себя. Достаточно заполнить анкету и оставить свой номер телефона. Именно свой, а не алкоголика. Интересно, какие манипуляции пойдут в ход — магия, куклы вуду, волшебное зелье? Или, как в сказках, начнут читать заклинания, водя руками над фотографией запойного алкаша?
Вот и у нас сейчас популярно как «последний шанс» лечение у шаманок. Записаться на прием к такой целительнице непросто — очереди порой на четыре месяца вперед. И прежде чем идти на сеанс, алкоголику нужно выполнить некоторые условия. Во–первых, несколько дней до того не пить. Во–вторых, принести 120 — 130 тысяч рублей, заработанных своим трудом, — брать в долг нельзя категорически. В–третьих, купить на свои кровные бутылку водки и принести чародейке. Что говорит алкоголику шаманка? Никто не признается. Процент излечения? Науке неизвестен. Как, впрочем, до сих пор неизвестно ей и то, как же вернуть алкоголику утерянный «контроль над дозой». Супруга бывшего президента США Джеральда Форда Бетти, больная алкоголизмом, но ставшая трезвенницей (это, увы, самое большее, чего могут добиться врачи), у входа в один из своих реабилитационных центров повесила табличку из чистого золота и завещала выбить на ней имя врача, которому это удастся. Или имя пациента, который сможет это сделать сам. Прошло более 20 лет — место на табличке вакантно... В борьбе с этой заразой, наверное, пока все меры хороши.
Кстати, с 29 апреля повышены предельные минимальные цены на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов. Может, это хоть чуть-чуть остановит пьянство?