У известного белорусского дизайнера Василия Андреева, которому удалось поработать с такими мировыми брендами, как Nestle, Tork, Gallina Blanca, Beeline и др., есть много интересных и жизненных историй.
Одна из них — «об идеальном заказчике», которого он встретил в белорусской глубинке в начале 80-х прошлого века. Председатель колхоза заказал Андрееву оформление красного уголка в местном клубе. О проделанной работе — белые советские лозунги на строго коричневой стене — отозвался лаконично: «Знаешь, а мне …нравится» и выдал беспрецедентный гонорар — 800 советских рублей.
За прошедшие с тех пор более чем 20 лет Василий Андреев успел поработать в сфере дизайна упаковки в России и Швеции с крупнейшими мировыми и локальными брендами. Превзойти клиента-председателя не удалось практически никому, а технологии разработки, «приемки» и реализации идей стали несравнимо более изощренными.
О самых удачных идеях, о том, что такое идея, и о «подпитке» вдохновения Василий Андреев рассказал в кратком интервью
— Твоя самая удачная разработка в сфере дизайна?
— Их три, и все, к сожалению, по тем или иным причинам не реализованы. Одна из них не увидела свет из-за межгосударственного конфликта. Речь идет о новой упаковке грузинской воды «Боржоми». Проект обновленной бутылки был уже принят заказчиком, когда стало известно о запрете на ввоз в Россию грузинских продуктов. Российский рынок — основной для Боржоми — оказался закрыт, и редизайн продукта был отложен.
— Посещает ли чувство гордости за проделанную работу, рожденную идею?
— В 2002-м в Швеции я разрабатывал упаковку нового продукта для женщин. Когда в патентном департаменте спросил, на какие страны распространяется т.н. patent pending, услышал ответ: «На 21 страну». В этот момент мне панически хотелось отослать в Минск SMS всем друзьям: «Прикиньте масштабы»!
— Какой, по твоему мнению, должна быть упаковка? Такой, чтобы ее запомнил и ребенок.
— Код должен быть простым. И чтобы ее хотелось лизнуть.
— Как отвлекаешься во время работы?
— Отчаянно флиртую с девушками :))
— Как «подпитываешься» для дальнейшей генерации идей?
— Путешествую и фотографию. В юности мечтал иметь фотоаппарат от ЛОМО. Но на такой мегадевайс у мамы не было денег: в СССР он стоил дорого. Я снимал «Сменой-8» и иногда даже ФЭД. В институте поменял электронные часы, которые мама привезла мне из Венгрии, на камеру AGFA, в которой была листовая плёнка. Там был что ни кадр, то шедевр! Тогда я понял, что важен размер «матрицы», то есть площади, на которую «пишется» фото. Сегодня в путешествиях использую камеру смартфона Galaxy Note.
— Что такое завершенный фотосюжет в твоем понимании?
Это снимок или серия снимков, когда в процессе ты испытывал необычайный интерес, объект или персонаж съемки являлся для тебя важным, и между вами уже произошла некая история. Зритель, просматривающий фото, чувствует это. В наибольшей степени это касается портретной съемки.
Например, история одного из моих самых просматриваемых снимков на Flickr. Я сидел в автобусе в Бешенковичах. Напротив остановился другой автобус. И в его окне маленький мальчик начал рисовать что-то на стекле. Я сфотографировал его.
Через несколько дней я сам зачарованно смотрел на снимок и спрашивал себя: «Что рисовал этот мальчик?». Этим вопросом задаются и тысячи посмотревших.
— Вася, а твой статус дизайнера-профессионала тебе не мешает фотографировать?
— Я думаю, что КЕМ-ТО становятся в профессиональной деятельности благодаря еще и наличию определенных личностных качеств, которые лежат в основе «программы» развития человека, определяющей, «Кем ты стал» и «Кем ты можешь стать». Профессия — всего лишь один из компонентов твоего характера и часть жизни. Но если фото не касается работы, то ты снимаешь всё то, к чему испытываешь интерес.
— Допустим, через час за тобой приедет авто, которое готово отвезти тебя в любую точку Беларуси, куда бы ты поехал?
— Снимая на Note, 22/04/2012 в Горках (Могилевская область) я случайно подумал, что было бы хорошо продолжить свою дорогу из Горок в Могилев. Но этим маршрутом я бы не ограничился.
Оттуда в Мстиславль, затем в Бобруйск. Спать в любых гостиницах и есть там, где можно найти еду. Продолжить дорогу из Бобруйска в Гомель, из него — в странный город Иваново (известен ранее тем, что поезд из Минска до него шел почти 8 часов), потом повернуть к Бресту. И ехать. Ехать так хотя бы 15 дней.
— Какие места в Беларуси тебя вдохновляют как дизайнера?
— Те, что связаны с моими личными переживаниями, с до сих пор неизвестной мне до конца историей моей семьи — это северо-запад Беларуси, местечки с поистине мистической энергетикой — Видзы, Лынтупы, Браслав, Друя. Это — реальная Беларусь!
Брошенный дом. В 100 метрах от дома дедушки. Видзы (Западная Беларусь).
Автобусная остановка. Особенность автобусных остановок Витебской области: все они обязательно разукрашены, расписаны или разрисованы. Причина неизвестна :) Но ходят слухи — «чтоб не рисовали сами на остановках». По этим остановкам можно собрать альбом, похожий на увиденный мною в Таллинне. Он назывался «500 остановок Эстонии». Мурмишки — это литовское название. «ишки» — окончание, свидетельствующее о том, что деревня относится к Вильнюсскому району (до 1939).
Корабль и Иисус Христос, костел в Браславе.
— Судя по твоей интернет-активности, смартфон является твоим первым помощником. Какой функционал ты юзаешь больше всего?
— В смартфоне мне 10000% нужны: почта, камера, интернет, календарь и карты. Я очень люблю отмечать на них именно те места, которых на картах-то и нет! Типа «Поворот дороги к дубу около красивого озера Ивенец».
— Выбирая вещи для жизни, ты обращаешь внимание на их дизайн?
— В меньшей степени :)) Мама у меня — бухгалтер, папа — милиционер, дедушка — старовер.
Поэтому:
1. Цена 2. Функции 3. Срок жизни
Дал белке баранок. Белка в восторге. Мне плюс в карму.
Фил & Ким наблюдают за мамой.
Кот с усами. Ёлка. Апрель. Ратомка.
Уникальная частная коллекция упаковок с 1946 по 2000 гг. Снято у Михаила Дорошевича.
Скамейка. Парк им. Горького. Минск.
Visaginas, Lietuva. Здание закрытой гостиницы в городе атомных энергетиков. Наследие СССР.
Мосты. Vilnius.
На крыше. Самая высокая точка в Минске, куда мы забирались.
Анна А. Кричит мне «Ваааасяяя!!! Ты получил визу?».
< Behind the wheel > Поездка по следам отца
70-летняя бабушка. Ловит рыбу в центральном пруду. г. Браслав.
Автовокзал г. Браслав. Бабушка, которую я встретил рядом с могилой отца, дедушки и бабушки: плачет, слушая меня (Видзы, Браславский р-н). Автовокзал Видзы, в 100 метрах от костёла, который строил дедушка. Дедушку звали Вася. Меня назвали в его честь. Мужчина объясняет «Почему здесь нет заборов? А от кого прятать?». То, что непривычно. Окраина Браслава. Западная Беларусь.
Мусорка у магазина частного предпринимателя. Остановка в Шарковшчине.
Камень. Лежит у костёла. Видзы (Западная Беларусь).
Костёл. Строил мой дедушка. Точнее, он делал кирпичи для строительства этого костёла. Деревянный потолок — поздняя неоготика. Для этого не надо ехать в Барселону или Страсбург. Или всё-таки съездите, чтобы понять, какими ценностями обладаем мы! (Видзы, Западная Беларусь).
Это завораживающие кресты у католического костёла. 100 метров от автовокзала, 100 метров от магазина, 100 метров от неба (Видзы, Западная Беларусь). Впервые в Беларуси: Настя Малюгина бьёт в колокола (5 км до Несвижа).
При подготовке визуальных материалов Василий Андреев использовал устройство Galaxy Note.
Юлия МАЦКЕВИЧ, Marketing.by; Анна ШУТОВА, Samsung Electronics
У известного белорусского дизайнера Василия Андреева, которому удалось поработать с такими мировыми брендами, как Nestle, Tork, Gallina Blanca, Beeline и др., есть много интересных...