ДЕМПИНГ ЭТО ИЛИ НЕ ДЕМПИНГ — НАМ «ФИОЛЕТОВО»!
15.05.2012 13:32
—
Новости Общества
|
По мнению экономиста Михаила Залесского, белорусы — великие имитаторы среднего класса, который, опять-таки по мнению авторитетных рыночных специалистов, в нашей стране пока не появился. У среднего класса, кроме дохода, есть вполне определенные приметы. Например, наличие собственности, счета в банке и так далее. Многие белорусы пытаются подражать стилю жизни среднего класса в Европе: скупают европейский автохлам, в домах делают евроремонт, ходят в евроаптеку и покупают европейскую одежду в сэконд-хэнде. Общество потребления формируется не через национальную культуру, а как ретрансляция из Европы в Россию, а оттуда — к нам. Это образ имитатора, который не может достичь желаемого. Культ национального бизнеса В нынешней Беларуси среди так называемых представителей среднего класса очевиден процветающий культ карго — ожидание чуда, которое свершится само по себе, и люди станут жить лучше. На таком фоне средний класс не формируется. Он появляется тогда, когда люди исходят из желания больше работать и лучше жить. У нас, к большому сожалению, многие пропитаны завистью, которая является характерной чертой нынешних русифицированных белорусов, и желанием больше получить, а не заработать. Директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров отмечает, что формирование общества всеобщего благосостояния на Западе всегда сопровождалось изменением гражданских основ государства. По его мнению, средний класс возникает только тогда, когда происходит промышленная революция, у людей повышается благосостояние, когда они готовы участвовать в жизни государства. В результате расширяются демократические права, отменяются различные цензы, и именно эти люди становятся опорой государства. В ряде экономических теорий средний класс считается своего рода несущей конструкцией государства. Разница между доходами бедных и богатых в Беларуси — одна из самых маленьких в мире: доходы 10% богатых превышают доходы 10% бедных в 5,6 раза. Но она стремительно растет. Кстати, этот показатель в России составляет 16,8 раза. В связи с низким расслоением на бедных и богатых у нас нет проблемы среднего класса — нет заметного класса собственников, что связано не столько с размером доходов, сколько с тем, что основная собственность в стране — государственная. Люди вступают в экономические отношения со сверхмощным авторитарным государством в одиночестве. Важной характеристикой среднего класса является гражданская активность. Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) отмечает, что понятие «средний класс» на Западе неразрывно связано с понятием «гражданское общество». Но если в США около 80% населения принимает активное участие в деятельности общественных организаций, то в Беларуси — около 11%. — И сколько денег не накачивай, ситуация не изменится,— убежден Андрей Егоров. По его словам, с 2003-го по 2011 год в Беларуси отмечался период, благоприятный для развития среднего класса. Однако он не привел ни к каким критическим преобразованиям в обществе, поскольку люди, претендующие на то, чтобы стать средним классом, абсолютно не были заинтересованы в защите своих экономических интересов через формы политического участия. Ответный ход Пока национальный бизнес всех размеров дружно спит в шапку, власти берут бизнес на круглосуточный контроль. Контролирующие органы собираются по-новому проверять бизнес — с помощью веб-камер и других технологических «примочек». Такая возможность заложена в изменениях в указ №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности». Чиновники полагают, что такое нововведение станет эффективной профилактической мерой. Однако у делового сообщества на этот счет другое мнение. Планы контролеров эксперты считают узаконенным шпионажем. Справедливости ради надо отметить, что представителям бизнес-среды удалось подкорректировать окончательный вариант документа, но чиновники, как всегда, оказались на шаг впереди, и возможные новшества могут сыграть против субъектов хозяйствования. Одно из них касается так называемого дистанционного мониторинга. Как пояснил заместитель министра по налогам и сборам Василий Каменко, речь идет об активном использовании контролирующими органами веб-камер. Оказывается, такая форма мониторинга уже практикуется, в частности, для учета расхода спирта на некоторых предприятиях, для контроля работы торговых автоматов. И, видимо, контролерам этот вариант проверки понравился. Предприниматели также опасаются, что после увеличения с 1 апреля базовой величины в три раза, а вместе с ней и штрафных санкций, контролеры своими активными действиями доведут многие бизнесы до разорения. — Размеры штрафных санкций сегодня не адекватны нарушениям. 50 базовых величин для директора небольшого предприятия — это большой штраф. Отсюда все опасения о возможном разорении компаний и попадании в долговые ямы, — считает Владимир Карягин, председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей. По его словам, даже местные органы власти обеспокоены тем, что после увеличения размеров штрафов активность контролеров может довести бизнес до банкротства, в результате бюджет не получит налогов. А в способностях контролирующих органов создавать бизнесу финансовые проблемы никто не сомневается. На заседании Совета по развитию предпринимательства Владимир Карягин обратился к начальнику отдела координации деятельности контролирующих (надзорных) органов Комитета госконтроля Дануте Рыжиковой с просьбой рекомендовать контролерам не усердствовать хотя бы какое-то время: — Дайте рекомендации не наказывать бизнес по максимуму после повышения размеров штрафов. Надо дать возможность субъектам хозяйствования адаптироваться. Обстановка и так в бизнес-среде депрессивная, — подчеркнул Карягин. Представитель КГК пообещала провести такую разъяснительную работу лишь в рамках своего ведомства. Бизнес «ипэшников» может стать бессмысленным? — Бардак в законодательстве, регулирующем арендные отношения, может перерасти в серьезный конфликт предпринимателей с арендодателями, а дальше — в массовые протесты. Как минимум — в Минске. Взрывная волна уже начинает формироваться в торговом центре «Экспобел» и на «Паркинге». Противостояние вытолкнет тысячи людей на улицы. Может начаться бессрочная забастовка «ипэшников», — «грузил» меня по телефону несколько недель назад молодой коллега-журналист, активно пишущий о проблемах ИП. Признаюсь, почувствовала его готовность вместе с «многострадальными» торговцами идти и строить баррикады в районе улицы Карла Маркса и не стала разочаровывать в результате, который для меня очевиден: пар, как всегда, уйдет в свисток. Так и случилось… Арендные отношения урегулированы в соответствии с новым государственным документом. Устраивают или нет размеры аренды — дело каждого индивидуального предпринимателя. Хочешь — работай, не хочешь — закрывайся. Но борьба за рынок розничной торговли в столице и в регионах, как говорится, имеет место быть. После прошлогодних скандалов, связанных с вытеснением предпринимателей из торговых центров столицы, проблема устранения конкурентов, правда, в иной форме, перекинулась в регионы. По мнению владельцев небольших и средних торговых объектов, крупные торговые сети начали зачищать рынок путем демпинга. Представители общественных объединений малого бизнеса не первый год критикуют власти за проведение деструктивной политики и обвиняют в лоббировании интересов крупного бизнеса — гипермаркетов и торговых сетей. На взгляд экспертов, сегодня идет активное перераспределение объема товарооборота в пользу крупных торговых предприятий. В сфере малого бизнеса убеждены, что сегодня крупные игроки вольготно себя чувствуют и могут без особых проблем подстраивать рынок под свои интересы. По словам директора нескольких торговых объектов в Минске Александра Николайчука, такая картина уже наблюдается в некоторых регионах. Как рассказал мой собеседник, крупные торговые сети — кто более активно, кто менее — еще с конца прошлого года начали открывать торговые точки в регионах. Причем они не строят новые торговые площади, а берут уже существующие в аренду у предпринимателей-неудачников. В связи со снижением потребительского спроса последние охотно и активно отдают и продают свои магазинчики. Крупные рилейтеры при этом благополучно решают вопрос сокращения издержек по развитию сети в регионах: у них практически отпадает необходимость нести затраты по созданию торговых объектов: — Получив торговые площади, сети начали демпинговать на местном рынке, поставляя товары по ценам ниже, чем у конкурентов, на 30—40%. При тех объемах выручки, которая есть у крупных сетей, они могут себе позволить реализовывать товар по демпинговым ценам, — рассказывает Николайчук. — Для многих субъектов предпринимательства в малых городах в краткосрочной перспективе это означает полное разорение: там и так невысокие выручки в связи с низким доходом населения, а такая ценовая политика крупной сети будет означать бессмысленность мелкого бизнеса. У нас нет антимонопольного законодательства, нет механизмов защиты от демпинга в разрабатываемом проекте закона о торговле, и пока такие методы устранения конкурентов считаются в Беларуси законными. Однако крупные ритейлеры с выдвигаемыми в их адрес обвинениями не согласны. По мнению представителя крупной торговой сети Ивана Вележева, проводимая ценовая политика никак не подпадает под понятие «демпинг». Реализовывать товар по более низким ценам им позволяет четко налаженная система поставок, удачно продуманная логистика, гибкая система скидок на товар со стороны производителей благодаря большим объемам закупок. По его словам, это конкурентные преимущества, а не демпинг. Мы, покупатели, уже много месяцев, высунув язык, бегаем и ищем, где купить дешевле, порой понимая сомнительность качества. А демпинг это или не демпинг — нам, мягко говоря, «фиолетово»! Светлана БАЛАШОВА Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
По мнению экономиста Михаила Залесского, белорусы — великие имитаторы среднего класса, который, опять-таки по мнению авторитетных рыночных специалистов, в нашей...
|
|