«В мире нет ни абсолютно белого, ни абсолютно черного», — философствовали китайские мудрецы. Но сдается мне, наши весьма продвинутые чиновники китайскую мудрость превзошли, доказав: белое может быть черным. Не могу иначе расценивать очень неприятную, но, пожалуй, типичную историю. Смахивает она на горькие анекдоты советских времен. Мол, когда в каком–то районе зашкаливала преступность, легче было просто изловить какого–нибудь бродягу с поличным на воровстве булочки и списать на него все кражи района, тем самым поправив статистику. В моем случае речь идет о «тонкости» начальников, которые, по всей видимости, всего лишь хотели показать вышестоящему руководству: вот какие мы молодцы, процесс пошел, виновные наказаны, меры приняты. Совсем не ожидая, что маленькая ложь «во спасение» выплывет наружу, сильно заденет честь и достоинство человека.
А теперь ближе к делу. Герой одной из моих публикаций требует опровержения. Считает себя оклеветанным на всю страну. Для начала — цитата из его письма главному редактору:
«Добрый день, Павел Изотович!
Обращается к Вам Казунка Андрей Герасимович. Впервые пишу в газету, а читаю ее постоянно. Много интересного, актуального, злободневного. Всегда верилось, что за каждой публикацией — конкретные факты, а не фальсификация. В этой связи хотелось бы обсудить с Вами материал «Выводы сделаны» (номер за 14 марта). Это резонанс на статью А.Сюльжиной «Вид на капремонт из оконного проема» (номер за 6 января) о том, как в Молодечно капитально отремонтировали дом, не поменяв в нем прогнившие окна. В последнем абзаце упоминается директор УП «Коммунальник», с которым Молодечненский райисполком расторг трудовые отношения «за допущенную волокиту и ненадлежащий контроль за соблюдением сроков выполнения ремонтных работ». Это я.
Вот как все обстоит в действительности. В 2011 году в нашем городе проводился большой праздник «Дажынкi». В июне, за 3 месяца до их проведения, меня назначили на должность директора. Выкладывался. Понимал всю ответственность. С 30 сентября по 2 октября город достойно встретил гостей и тружеников села. Мне была объявлена благодарность и выделена денежная премия. Но после праздника по состоянию здоровья принял решение уволиться, написав заявление 10 октября. Всего их потом было три. Председатель райисполкома отклонял заявления, предлагал подумать и повременить. Но менять свое решение я не стал. И 9 января 2012 года Молодечненский райисполком расторг со мной трудовые отношения. Но это не является следствием какой–то «волокиты». О подмене фактов узнал из газеты. Стало неприятно и обидно. Мне, моей семье, родственникам. Быть оклеветанным не хочу. Поэтому прошу дать в газете опровержение о моем увольнении за указанные нарушения».
Кто обманывает газету
Снова съездила в Молодечно. Проверила. В трудовой Андрея Казунки действительно однозначная формулировка черным по белому: контракт расторгнут по соглашению сторон в соответствии с п.1 статьи 35 Трудового кодекса. И благодарность имеется. Объявлена как директору УП «Коммунальник» «за большой личный вклад в подготовку и проведение на высоком организационном и профессиональном уровне Республиканского фестиваля–ярмарки тружеников села «Дажынкi–2011». И в распоряжении об увольнении директора ЖКХ от 9 января — ни одного худого слова. Откуда же тогда они взялись в ответе на публикацию, подписанном заместителем министра жилищно–коммунального хозяйства Анатолием Шагуном? Не с потолка же? У главного инженера министерства Виолетты Андриановой, которая готовила это письмо, есть аргумент: «Такую формулировку мы получили из управления ЖКХ по Минской области, а им, в свою очередь, ее предоставил Молодечненский райисполком». И это — правда.
Я отыскала первоисточник. Фраза «Молодечненским райисполкомом расторгнут контракт с директором УП «Коммунальник» за ненадлежащий контроль выполненных работ капитального ремонта жилых домов» появилась в официальном документе от 20 января. Его подписали первый заместитель председателя Молодечненского райисполкома, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Геннадий Божко и... нынешний директор «Коммунальника» Николай Ноздрин–Плотницкий. Это было реагирование на публикацию даже не в нашей, а в другой республиканской газете. Похоже, многие журналисты писали, как идут ремонты в Молодечно в преддверии и после «Дажынак».
Картинки с натуры
В 60–летнем доме № 13 по улице Машерова, например, после проведенного капремонта стала течь крыша. Дожди заливали двухэтажный дом с деревянными перекрытиями, потому что выполнявшие работы строители забыли сделать на крыше водостоки. А на еще пахнущих свежей краской фасадах уже осыпается штукатурка. Затоплена дождями 141 квартира в 28 домах. Из–за недостаточной квалификации строителей и недобросовестности подрядчиков. Ущерб — десятки миллионов рублей. Из 173 капитально ремонтировавшихся строений 34 не завершены и по сей день. В Комитете госконтроля Минской области масса впечатляющей информации об обратной стороне громкого праздника в Молодечно. В общем, готовились с таким размахом, что снимать с должности за волокиту и ненадлежащий контроль можно было любого участника процесса. 700 миллиардов осваивали в городе в кратчайшие сроки. Работали 5 тысяч строителей, сотни подрядчиков. А тут еще и девальвация произошла. Подрядчики стали бросать объекты, требовать переоценки работ. Работы не выполнялись, сроки срывались...
— Практически на каждом заседании штаба «Дажынак» выносилось решение о наказании директора ЖКХ и заместителя председателя исполкома, курирующего эту сферу. У меня были все основания уволить его и по статье. Но зачем портить человеку трудовую книжку? — так прокомментировал парадоксы с записью в трудовой книге и с официальным ответом в редакцию «о принятым мерах» Федор Домотенко, председатель Молодечненского райисполкома. — К тому же я видел в нем перспективного руководителя. Но работать он начал в очень тяжелый период.
Все это понятно. Не укладывается в голове другое. Почему пошла гулять по управлению и Министерству ЖКХ откровенная ложь, порочащая честь и достоинство бывшего директора «Коммунальника» Андрея Казунки? Зачем? Или он по нашей «доброй» бородатой традиции оказался вовремя подвернувшимся стрелочником, на которого списали ответственность за сложнейшие и, соглашусь, нечеловеческие условия работы ЖКХ при подготовке к «Дажынкам»? Случай этот укрепил меня в убеждении: не девальвация, не рост цен, не отрицательное сальдо торгового баланса самая большая наша проблема, а вранье, которое транслируется от маленького управленца, берущегося исполнить заведомо невыполнимое и потом на бумаге рисующего «досрочное выполнение задания». Так мы сдаем важные стратегические объекты. Строим дороги, с которых асфальт сходит вместе с весенним снегом. Кого обманываем? Себя. Нет ничего страшнее вранья в управлении предприятиями, отраслями, министерствами. Цена — неправильные безграмотные решения.
А Андрею Герасимовичу Казунке я от имени газеты приношу публичные извинения. Но и тот, кто представил в газету ложные сведения, тоже, на мой взгляд, должен извиниться.
Р.S. Еще один вопрос интересует меня в этой истории. Как местное ЖКХ будет ремонтировать внешние рамы окон, простоявшие более 40 лет в доме № 5 по улице Волынца, о котором я писала? Дерево, из которого они изготовлены, прогнило так, что гвоздь можно вдавить одним пальцем. Тем не менее, как и прежний директор, новый обещает жильцам отремонтировать наружные переплеты оконных рам с последующей покраской до 1 июля. Любопытно будет посмотреть на результаты такого ремонта, после которого наверняка Валентин Евдокимов, жилец дома № 5, снова будет писать жалобы. В конце прошлого года он справедливо возмущался: как можно утеплить дом дорогой термошубой, оставив при этом трухлявые окна? Тут как в анекдоте: вам шашечки или ехать? К сожалению, нам шашечки. Внешний лоск. Пыль в глаза. В системе ЖКХ катастрофически не хватает ни денег, ни порядка, ни кадров. А все ее участники дают гражданам благообразные ответы и делают вид, что все хорошо. Опять это проклятое вранье...